воскресенье, 2 октября 2011 г.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО КАНАДА...


ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО КАНАДА...

О посещении второй в мире по территории страны я никогда и не мечтал, это точно. Хотя «наших» там «пруд пруди». Почти у каждого моего знакомого в Канаде живут или друг, или родственник. А собирался я на самом деле в очередной раз в США с целью посмотреть север страны и Ниагарский водопад. Есть у меня в Штатах приятель-сокурсник, очень добрый и гостеприимный паренёк, если так ещё можно выражаться в нашем с ним возрасте. Он всегда готов принять меня и писал мне об этом не однажды.
Я с опаской отношусь к таким вот гостевым поездкам. Самому неудобно нарушать чей-то покой, и меня могут плохо принять. Гораздо проще ехать по турпутёвке или «просто в никуда». В данном случае вариант был проверенный, и я решил рискнуть. Товарищ пообещал выделить мне, как минимум, четыре дня, предложив объехать со всех сторон знаменитый Ниагарский водопад, но поведал при этом, что мне тогда понадобится канадская виза. Как будто это так просто сделать! Но я быстренько эту проблему решил, и тут вдруг товарищ как бы пропал... Правда,  много позже он объявился и продолжает активно писать (а я вежливо отвечаю), но этой темы, а также разговоров по телефону и скайпу он теперь тщательно избегает. Был бы я помоложе, то накрутил бы себе обид, но с годами мы становимся к людям терпимее, в конце концов никто никому ничего не должен. Но всё же... остался я, неприкаянный, с двумя, с таким трудом добытыми, визами, американской и канадской. Бедой это назвать нельзя, но если всё же так подумать, то, говорят, что беда одна не приходит. Пишет мне вдруг давно пропавшая подружка-москвичка. Оказывается, она теперь жительница Торонто. Рассказал я ей свою историю и тут же услышал:  «Приезжай ко мне, здесь здорово, у меня машина, я тебя и на этот водопад-лужу свожу, и, куда скажешь. Вот только подгадай, когда у меня будет отпуск, и я в твоём распоряжении.» Что я и сделал, сообщив девушке об этом. Мы  договорились недельку по Канаде на машине попутешествовать. А через месяц, делая контрольный звонок, я  почувствовал смену настроя. И машина, оказывается, старенькая, дороги не выдержит, и дорого это(хотя предполагалось, что все расходы мои), и даже встретить меня проблематично -  в  аэропорту Торонто необычайно дорогая и неудобная парковка. Ну а я взял и опять не обиделся. Привёз девушке подарки.  Я хоть и не спортсмен, но боец! Ехать значит ехать, невзирая на обстоятельства! Ведь теперь бойцы ещё и интернетом вооружены! Нашёл в городе Торонто десяток русскоязычных туристических фирм и выбрал с наиболее русским названием «Ирина». В итоге все мои 20 дней оказались заполненными самыми разнообразными маршрутами, встречами и красотами! Описание  удивительных мест, которые я увидел, описанию не поддаётся, а время, проведённое в Канаде, оказалось насыщенным разговорами, встречами и сравнениями жизни в двух странах. Это порой было не очень приятно, зачастую даже обидно из-за несправедливости того, что говорили, но в конечном итоге моей жизни и моим познаниям истины были даны новые и довольно сильные импульсы. Чтобы хоть немного понять, как и чем живёт и дышит страна, нужно пожить в ней ну хотя бы месяц. Надеюсь по мере повествований поделиться с читателями тем, что я увидел и прочувствовал. Сегодня, уже находясь в родном Хабаровске, я искренне выражаю моим далёким друзьям, не принявшим меня, своё признание за то, что всё вышло именно так, как вышло.
 Итак наступил конец августа, и я отправился в путь. Восемь часов до Москвы, одиннадцать до Вашингтона, а там сразу нервотрёпка. Огромная очередь на паспортный контроль, дежурный офицер говорит на своём языке:  “Сожалею, без очереди пропустить не могу, это Ваши проблемы». Люди вокруг не русские и тоже показывают, что впереди них встать нельзя. У нас я такую ситуацию даже не допускаю, у американцев просто нет сердца! В итоге  опаздываю на рейс до Торонто и сижу ещё шесть часов в ожидании, когда тот же самый самолёт вернётся и опять полетит, но на этот раз уже со мной. Ничего страшного, это дорога, это учёба на будущее. Я ведь впервые самостоятельно брал билет через интернет и сделал себе слишком короткую стыковку, а прямого рейса с Москвы до Торонто просто не заметил, так как они не ежедневные. Волнение, оно ведь только тогда, когда пытаешься успеть, а если самолёт уже улетел, ну какой смысл дёргаться!
Проблемы возникли и в Канаде. Оказалось, что представитель «Ирина Интернэйшэнэл Турс» слукавила, сказав, что отель находится в центре мегаполиса. Там,  в сердце Торонто, тоже был «Новотель», туда меня и привезло такси, а мой «Новотель» оказался в центре северного пригорода. Короче говоря, дорога моя туда была, как в известной песне, «и опасна, и трудна». На следующий день, а он у меня, к счастью, был свободным от экскурсий, я тупо никуда не выходил, спал.
Итак Канада. 35 миллионов людей самых разных национальностей и вероисповеданий. 10 миллионов каких-то там квадратных километров территорий, сходных во многом с нашей Сибирью, об огромных природных богатствах которой очень своеобразно в своё время выразилась  Мэдлин Олбрайт. Бывший американский госсекретарь, писала, что Сибирь это достояние не России, а всего мира. Конечно под миром подразумевались Соединённые Штаты, имеющие возможность с помощью доллара или своих вооружённых сил всем этим миром владеть. На самом же деле современная Канада уже в достаточной мере является сырьевым придатком США. Например, по запасам нефти Штаты намного опережают все страны мира, включая Россию и Саудовскую Аравию, но свои природные богатства они заморозили. Зачем себя грабить и опустошать, если рядом огромная и малозаселённая территория? А лесосплавы? Когда я на территории Большого Ванкувера увидел, как по знаменитой в прошлом среди золотоискателей реке Фрезер сплавляют лес дедовским способом, то вспомнил нашу загубленную речку Хор. В нашей, как многие на западе считают, коррумпированной и прогнившей стране, лесосплава , этого страшного врага природы, давно нет! Конечно, нельзя ориентироваться только на эти факты. Канадцы любят свою страну, заботятся о ней, у них много есть чему поучиться. А уж что касается защиты окружающей среды Канада, несмотря на вышесказанное мною, всё же «впереди планеты всей». И не всегда канадцы слепо подчинялись Большому Брату Дядюшке Сэму. Например, во время вьетнамской войны почти 200 тысяч штатовских дезертиров нашли убежище у северного соседа. Также и с Кубой. В условиях жесточайшей, продолжающейся десятки лет, антикубинской политики США  Канада все эти годы дружила с островом Свободы. До сих пор американцам, чтобы попасть на Кубу, необходимо заехать на канадскую территорию. Однако Канада является активным членом блока НАТО и почти всегда воюет на стороне Великобритании и США. По всей стране масса памятников погибшим не на американском континенте воинам. Сегодня по численности армия очень мала, но прекрасно вооружена и обучена. Да и экономически Канада безусловно в числе самых передовых. Соседство с США сказывается очень сильно, в более южной гигантской стране у бизнеса больше возможностей. Миллионы канадцев часто бывают, работают и даже живут в Штатах. Для того, чтобы попасть из одной страны в другую, не нужно никаких виз, но всё же после печальных событий 11 сентября переход границы несколько усложнился. Очень много хороших и выполняемых законов у канадцев. Одно из любимых у них слов слово «запрещено». Запрещена расовая дискриминация. Запрещено моральное и ещё какое-либо преследование представителей сексуальных меньшинств, а также ущемление их прав (однополые браки наоборот разрешены). Запрещено обижать женщин, детей, животных. Вот только про мужчин ничего не сказано(наверное можно).  Я неоднократно за время моего путешествия слышал фразу:  «Женщинам лучше жить в Канаде, а мужчинам в России». Защита эмансипированных канадских представителей слабого пола подчас доходит до маразма, даже существует обширная адвокатская сеть по спасению вежливых или глазастых мужчин. Подал женщине руку при выходе из автобуса - повод для обращения в полицию. Не понравился девушке взгляд старика — как правило, при наличии заявления от потерпевшей стороны, заводится уголовное дело. В одном из домов для престарелых старичок в инвалидной коляске, наверняка, полный импотент, как то не так посмотрел на медсестру — дали несколько лет исправительных работ. Меня уверяли, что это реальный случай. Смотреть на женщин нельзя, дотрагиваться нельзя, думать о них, наверное, тоже нельзя, могут привлечь!  Может поэтому количество геев в стране так быстро растёт? Даже взаимное проявление любовных чувств среди законных супругов, но в общественном месте, очень опасно. Если случайно кто-нибудь это увидит и позвонит в полицию, то даже штраф для такого нарушения предусмотрен - 3600 канадских долларов, плюс НДС. Что же касается защиты детей и животных, тут тоже всё очень строго. Ни тех, ни других нельзя оставлять одних ни дома, ни на улице. В школу дети ездят только на школьных автобусах, до которых их непременно провожают взрослые. Как-то дико было не видеть двадцать дней гуляющих на улице детей и подростков. Запрещено употреблять спиртные напитки, включая пиво, где-либо кроме как дома или в ресторане. Запрещено курить в общественных местах. Одного водителя фуры арестовали за то, что он он, когда вёл машину, курил. При этом рядом сидела 16-ти летняя девушка. Это явилось ещё и отягчающим фактором: «Обкуривал несовершеннолетнюю». Когда человека арестовывали, девушка с перепугу тоже закурила, так тогда и её наказали за курение в общественном месте! Двух молодых девушек, слушателей полицейской академии, задержали в отдалённом парке, за то, что они стреляли по воробьям пульками из какой-то самодельной рогатки. Кто то увидел и позвонил в полицию. Приехало семь(!) полицейских машин с двадцатью служителями порядка. На девушек надели наручники и доставили в участок, правда, потом отпустили. Почти всё свое время пребывания в стране я был в пути и много могу рассказать по этой актуальной для многие теме. Въезжаешь, к примеру, в какой-нибудь населённый пункт. Стоит знак «40», а через несколько метров обязательно светящееся табло с надписью «Скорость Вашего автомобиля 42, километра». Всюду висят баннеры: «Если скорость твоего автомобиля такая-то, то штраф такой-то.». Водители в стране очень вежливы и корректны, правил практически не нарушают, пешеходов всегда пропускают, не пытаются кого обогнать или подрезать и совершенно не нервничают. Дороги по большей части современные с хорошим покрытием, но не везде. Особенно много проблем в так называемой Французской Канаде. По дороге в Квебек и Монреаль и особенно дальше на север наш комфортабельный автобус изрядно потряхивало на ямках. В Монреаль, прекрасный город на острове, вообще тяжело въехать, водитель и гид провели что-то вроде планёрки перед тем, как въехать в Даунтаун, по какому же мосту въезжать.
 Бытует мнение, что в Канаду трудно эмигрировать. Это не совсем так. При соблюдении определённых условий каждый человек может стать жителем этой страны. Но только никогда нельзя ничего нарушать.  И ещё, в Канаде очень много людей, которые ничего не производят, не работают, таких буквально миллионы!  Каждому их них приходится платить пособия, это не считая трёх с половиной миллионов индейцев, о которых я ещё буду писать. Канада не хочет, чтобы число таких жителей увеличивалось! В стране не очень заметна полиция, но если есть вдруг есть какое-то нарушение или дорожная авария, служители порядка появляются очень быстро. Большая часть населения сама добровольно сообщает об увиденных нарушениях. Люди звонят по телефонам, номера которых вывешены во многих местах, но никто не называет это стукачеством или доносительством. Эти меры помогают людям чувствовать себя в комфорте и безопасности. А полиция приезжает в мгновение ока! Жизнь в Канаде достаточно дорогая. За исключением образования, всё намного дороже, чем в соседних США. Средняя зарплата относительно невысокая. Я не понимаю, как местные жители сводят концы с концами, откуда столько дорогих домов и машин!  Наверное, есть этому какое-то логическое объяснение. Канадцы, которые имеют работу, работают чрезвычайно добросовестно, можно сказать, что где-то даже на износ. Нельзя в рабочее время курить, принимать пищу, звонить по телефону по личным делам, пользоваться компьютером, если это не касается работы, и так далее.  Одной знакомой я говорю: «давай созвонимся», а она мне:  «только в обеденный перерыв». Другую спрашиваю: «Почему ты не брала трубку, когда я звонил?». Ответ: «Была на работе». Ещё одну бывшую россиянку  прошу « Выйди на минутку, я отдам тебе подарок и всё». Та отвечает:  «Давай лучше пересечёмся до начала рабочего дня». Долго болеть, непродуктивно работать, говорить на стороне о делах своего предприятия нельзя. Если узнают, то уволят тут же и такую дадут характеристику, что нигде больше тебя не примут, какой бы не был специалист. Если, допустим, станет известно о каком-то проступке жены, уволят и мужа, да так, что ему после этого проблематично будет куда-то устроиться. Но ведь всё это нарушения! Не нарушай, работай, старайся, и всё будет «о кей»! Никаких отпусков без содержания! А что в этом плохого? Канадцы лучше ценят отведённое для отдыха время, при этом не бездельничают , занимаются спортом, домом, путешествуют, лечатся. Сын моей очень хорошей знакомой закончил учёбу в Торонто по весьма перспективной и актуальной в наше время специальности, но устроиться на работу, окромя как на черновую к русским и неофициально, не может. Это логично, столько эмигрантов ежегодно оседают в стране! Я задал жителям Торонто вопрос, как помочь мальчику. Ответ меня удивил. Все в один голос утверждали, что такого просто быть не может. Канада очень ценит молодых способных людей. Уже в учебных заведениях им показывают кучу вариантов устройства на работу, первое время не на самую высокооплачиваемую, но по профессии! Безработица в стране большая, конкуренция в борьбе за хорошее рабочее место, возможно, самая сильная в мире. Стать преуспевающим человеком, казалось бы, просто невозможно. Однако шансы есть. Нужно просто сделать, чтобы тебя и твой мало оплачиваемый труд на первом этапе заметили, и ты даже не поймёшь, почему и в какой момент твоя жизнь вдруг пошла в гору, а там, глядишь, удаётся и своё дело «замутить».  Многие, ныне богатые, люди в молодости развозили пиццу , чистили обувь или были разносчиками газет!  Сразу хочу предупредить, что, наверняка, жители Канады, читающие мой рассказ, во многом со мной не согласятся. В этих случаях я, соглашусь с ними, так как за 20 дней невозможно всё увидеть и осмыслить.
Я в меру своих сил расскажу в последующих номерах журнала об освоении Канады европейцами, а также о самых крупных и наиболее заселённых провинциях страны Онтарио, Квебек, Альберте и Британской Колумбии, о знаменитой железной дороге жизни, соединившей два океана, о золотой лихорадке и мёртвых городах канадского запада, о прекрасных и неповторимых канадских церквях и соборах, построенных европейцами за 400 лет пребывания в этой стране, о  чудесах архитектурной мысли канадских городах Квебеке,
Монреале, Торонто,
Виктории

и Ванкувере,

о малоизвестных у нас средствах передвижения- самолётиках и вертолётиках,

о суперсовременных лучших в мире горнолыжных курортах,
расположенных от Хабаровска не так уж и далеко, если лететь или, если хотите, плыть, на восток, чтобы попасть при этом на канадский дикий запад, об изумительной канадской природе,
знаменитых Скалистых Горах на западе,
Канадском Щите и Лаврентийских Горах на востоке, о бесподобных озёрах с водой изумрудного цвета,
о живописных горных долинах, каких я не видел, ни в Норвегии ни в Швейцарии, о вековых ледниках,
по которым мы гоняли на автобусе,  колёса у которого выше обычных машин,
о бурных водопадах,

включая Ниагарский,
 об уникальных термальных источниках, после купания в которых я не мог понять, куда же девается накопленная за бесконечную дорогу усталость,
о прекрасных садах (такой красоты парков, как на острове Ванкувер, я не видел ни в одной стране мира),
об отвесных и пугающих своей глубиной, если смотреть вниз с качающихся висячих мостиков,

 каньонах, сочетании чуда природы и рук человеческих,
 о красивейших в Канаде и мире домах-отелях,


в которых останавливались самые знаменитые знаменитости( в том числе и Ваш слуга), о великой реке Святого Лаврентия,
 положившей начало современной канадской истории, о бухте Саган, где ежегодно тридцати и более метровые киты на виду у всего народа устраивают свои любовные игры,
 об индейцах, их жизни в прошлом и в наше время,

 об уникальной по своему своеобразию, установленной китайцами в городе Ванкувер, скульптуре Ленина, на голове у которого пляшет Мао Дзе Дун,
о дружбе в этой стране между человеком и животным миром( по мере продвижения моего автобуса я наблюдал горных баранов и коз, лосей и оленей и даже огромного Гризли, нагло ломившегося в один из домов далеко не маленького города), об известных всему миру своей красотой североамериканских озёрах с десятками тысяч островов, которые раньше, в доледниковый период были пиками горных вершин,
об удивительной по красоте и буйству цветов канадской осени
и, о незабываемой и совершенно случайной встрече с бывшими хозяевами квартиры, в которой теперь находится один из моих магазинов в Хабаровске,  и, наконец, о людях, хороших и не очень, населяющих эту прекрасную, так похожую на Россию, страну.
                       
Продолжение следует...

1 комментарий:

Galina Shelestova комментирует...

у меня поле посещения Канады совершенно похожие впечатления,читала с удовольствием,жду продолжения!Галина