суббота, 9 июля 2011 г.

Чешская сага

Чешская сага.
С вступлением, но без конца.
У меня возник спор с владелицей данного, то есть нашего с Вами, Уважаемый Читатель, журнала. Я предложил написать о Чехии, а она стала отказываться. Почему? Да все пишут, кому не лень! - Где же обещанная Вами статья об интересующей всех Шотландии - резонно спрашивала Жанна. - Вы же говорили, что безумно влюбились в неё, как в юности. - Но ведь после этого был Мадрид, на какое-то время затмивший напрочь Эдинбург, Глазго и Лондон. А вот теперь я больше всего люблю Чехию и писать хочу только о ней!

Как Вы думаете, среди читателей есть люди, которые в Чехии не были? Я вот, к примеру, попал в эту страну на 56-м году жизни, хотя до этого объездил довольно большую часть мира. Я всегда оставлял Прагу как бы на потом, на сладкое. И вот уже в самолёте компании «Аэрофлот», летящем в Прагу из Москвы, открываю путеводитель главного путешественника нашей страны Дмитрия Крылова. Интересно, осуществится ли когда нибудь моя маленькая мечта? Познакомлюсь ли я с этим человеком, бывшим дальневосточником? Меня заинтересовала форма написания его книг. Дмитрий находит каким-то образом людей, посвятивших определённой стране много лет жизни, отдавших ей свою любовь, и открытым текстом предоставляет им слово в, как бы, своём брендовом дорогостоящем произведении. На мой взгляд, это лучшие путеводители из тех, что я когда либо держал в руках. Открываю первую страницу, вторую и … понимаю, что мне не нужно ничего писать. Всё написано! Я не смогу так, даже близко. Может конспектик, пару своих умных комментариев и новый шедевр готов! А почему нет? Мои рассказы, вроде бы, многим нравятся. Комар и носу не подточит! А там у Крылова есть всё: опыт и знания, профессионализм и талант! Правда, буквально вчера одну мою знакомую конкретно, при людно, а самое обидное, незаслуженно обвинили в плагиате. Ну очень неприятно! Только этого мне в моей жизни и не хватает! А если не списывать, то зачем писать вообще? Зачем делать хуже, чем другие? Один мой приятель, довольно известный в хабаровских литературных кругах журналист, написал очень интересную книгу (как он сам говорит) об одной супер рок группе и очень гордится этим. Может вышло и супер, я не читал, только откуда он взял материал, если никогда не встречался с великими музыкантами? Я не говорю здесь опять  о плагиате, это весьма спорная тема. Я о том, как, возможно, далеко ушёл он от истины, говоря об известнейших людях, и поныне живущих и здравствующих. Мои первые рассказы именно такими и были, но в один прекрасный день я задумался над этим и нашёл для себя интересный путь, по которому и иду. Я просто пишу, как есть, о своём путешествии, и при этом стараюсь не писать банальные, не интересные читателям вещи, а также описывать то, что уже миллион раз описано. Только так, свои ощущения. При этом иногда начинаю рассуждать о возникших у меня ощущениях и мыслях. Ведь главный герой повествования всё же я, а вот представить себя на моём месте может почти каждый человек. Как в романах Чейза, извините за такое сравнение. Не герой-супермен-экстримал, а обычный, к примеру, клерк, журналист или предприниматель. При этом я стараюсь показать упрощённо, насколько позволяют рамки журнала, что за страна открылась мне, какой народ в ней живёт, какой он прошёл путь. Ещё я описываю как, насколько возможно, примерно повторить моё путешествие, и сколько это, по минимуму, будет примерно стоить. Короче говоря, я вижу мир неопытными глазами своих читателей и при этом нам легче уже на старте рассказа начать  понимать друг друга, после чего, при помощи небольших, но интересных доз от источников информации, начинаю потихоньку и ненавязчиво, в развлекательном стиле, описывать новое место сначала в историко-географическом, а затем и в современном экономическом и культурном аспекте. При этом у читателя, если он верит автору, есть шанс сначала виртуально влюбиться в страну и уже затем  приложить усилия, чтобы побывать в ней.
Надо, надо всем читателям побывать в Чехии! Кстати сказать, у Дмитрия Крылова есть и прекрасная книга об уже упоминавшейся Шотландии. Я с удовольствием прочитал этот путеводитель и вновь захотел побывать в уникальной и прекрасной стране, родине шерсти и виски. Вообще я заметил, что чем больше нравится место, где побывал, тем труднее писать о нём. Постоянно преследует какое-то чувство незавершённости, хочется перед написанием рассказа ещё пару раз сгонять туда. Что-то необъяснимое и тонкое объединило во мне эти две страны, Шотландию и Чехию, а с ними ещё и Украину.
 И что при этом интересно, Украина, Чехия и Шотландия имеют одни общие, кельтские корни. Кельты пришли в середину Европы, в судетские горы и пред альпийские низменности  примерно 25 веков назад, ориентировочно из Индии. Далее их с их землями захватили римляне, они же захватывали одновременно и Шотландию. Римляне никогда ничего особо не разрушали. Наоборот, они строили, при чём не только дома, дороги и мосты, но и взаимоотношения с местными народами, а добивали только несогласных с их колониальной политикой. Следующими завоевателями были многочисленные германские племена, ну а после них здесь появились венгры, гунны во главе с Атиллой и, наконец, славяне (я ещё не упомянул старших наших братьев татаро-монголов, пронёсшихся по европейскому континенту, как смерч). Кельты же после всего этого оказались просто рассеянными по всей Европе. Одна из самых больших ветвей попала на территорию древней Руси, другая в Шотландию, через Ирландию. Не случайно ведь шотландская волынка сродни названию Волынская область, а западноукраинская Галичина имеет общий корень с до французской Галлией. Ну и конечно, часть населения осталась на территории современной Чехии, не говоря уже о смешении культур и обычном взаимопроникновении совместно проживающих наций. Так что все мы братья по крови. Прибавляю себя в связи с тем, что евреи в Чехии появились очень давно. Они шли туда прямо из разрушенного римлянами Иерусалима (как раз пример трудной судьбы народа, не покорившегося поработителям, в данном случае римским легионам). Прага на протяжении многих веков,  вплоть до самого холокоста, считалась вторым по значимости для мирового еврейства городом после Иерусалима, и пребывание  там этой умнейшей нации не могло не сказаться на развитии чешской народности. А если сюда ещё добавить средневековых и современных немцев с их пунктуальностью, аккуратностью и умелым трудолюбием, а также австрийцев с их желанием и умением  творить, то очень колоритной современная чешская фигура получается! Но тем не менее чехи прежде всего славяне и  наиболее близки по своему происхождению к полякам и русским. Согласно легенде, у этих трёх народов был один отец, три сына которого и возглавили три основные славянские ветви. Что же касается общего между Украиной, Шотландией и Чехией, то скорее всего кроме этнических общих корней это несокрушимый дух свободы. Эти страны объединяют их соседи, этакие вечные друзья — враги или как принято говорить, старшие братья. Деваться от них некуда и под ними быть не хочется, национальная гордость не позволяет. У украинцев это русские, у чехов немцы и австрийцы (что впрочем одно и то же), у шотландцев англичане. Первые две страны на сегодняшний день независимы, ну а Шотландия сейчас на пути к полной свободе.
 Находится Чехия в самом центре Европы и является условной границей между западом и востоком. А на границе что всегда бывает? Правильно - конфликты и войны! Удивительное дело - на территории современной Чехии войн и разрушений практически никогда не было. Прямо оазис какой-то в окружении много горя перенёсших Австрии, Германии и Венгрии. Даже в две великие по своим потерям войны 20-го века здесь не было больших разрушений! Страна пострадала лишь косметически. Возникает вопрос, почему в своё время кельты для своего поселения выбрали территорию современной Чешской Республики? Почему все перечисленные мною нации выбирали и выбирают эту территорию? Ответ простой. Благодатное место! Чистый воздух, мягкий здоровый климат, плодородная земля, горные реки с изумительной по вкусу питьевой водой, целебные, не имеющие в мире аналогов, минеральные источники. По последним статистическим данным средняя продолжительность жизни  в Чехии на 20 лет выше, чем в России, представляете? За последние 70 лет этнографическое лицо страны сильно поменялось. Евреи были большей частью истреблены фашистами, а оставшаяся часть вынужденно эмигрировала из-за послевоенного прихода к власти коммунистов, сопровождавшегося репрессиями в стиле сталинских. Только в последнее время евреи начали понемногу возвращаться в страну и это для Чехии хороший признак. Так же после второй мировой войны было выселено 4 миллиона этнических немцев, многие из которых испокон веков жили в этой стране. «Истинные» чехи превратили некогда   многонациональную страну в мононацию. А вот в последние четверть века всё опять стало меняться и на сегодняшний день в результате активной эмиграции только официально бывших советских здесь почти миллион, столько же вьетнамцев. Одна моя знакомая, первая жена близкого институтского друга, очень эмоционально  рассказывала, как чехи ненавидят русских, и как она мечтает уехать из этой ненавистной Праги (таки уехала!). Я не верю в искреннюю ненависть одного народа к другому. Но скажите, а должны ли местные жители влюбляться в поселяющихся с неимоверной быстротой иноземцев,
 чужих, с совершенно иной идеологией и жизненной позицией людей, к тому же не желающих изучать чешский язык и жить по законам приютившего их государства? Конечно, я не говорю обо всех переселенцах. Небольшие страны всегда опасались и опасаются больших и всегда готовы к тому, что их просто захотят уничтожить. Ведь часто бывает, что пришелец сначала стучится, потом подставляет ногу в приоткрывшуюся дверь, чтобы она не захлопнулась, а в конечном итоге выгоняет или даже убивает хозяина. Удивительно, что некоторые малые народы в окружении многочисленных врагов умудряются выжить и даже расширить своё жизненное пространство. Как правило это происходит за счёт схватки двух более крупных стран  - хищников, их землю не поделивших и столкнувшихся в смертельном исходе. Через эти войны появилось немало маленьких независимых и процветающих стран, особенно в Европе. Всё это относится и к Чехии, ставшей в 20-м веке вновь, спустя много веков, независимым государством. Чехия сделает всё, чтобы не потерять эту свободу и поиметь при этом и Россию, и Германию с её Евросоюзом, и Америку. Чехи никогда не забудут австрийское владычество, мюнхенский сговор, фашистскую оккупацию, американские бомбардировки и, конечно же, коммунистов. Но, находясь в этой стране, я искренне улыбался встречавшимся мне людям, получая в ответ такую же улыбку. Я задавал вопросы и видел большое желание помочь, несмотря на языковый барьер. Люди просто провожали меня до места, а не отмахивались, как в Москве, например.
Что же бывшему советскому человеку вспоминается при упоминании об этом десяти миллионном народе?
Ну прежде всего хоккей. Знаменитые русские мастера шайбы легко рвали на площадке канадцев и шведов, а вот чешскую команду-пружину побеждали с огромным трудом и далеко не всегда. И в наше время хоккей и вообще спорт в этой стране в почёте. Такое количество  велосипедистов и бегущих людей редко где встретишь.
Богемское стекло, наверное, лучшее в мире. У моей мамы до сих пор выставлен  в старом серванте чешский набор фужеров, приобретённый нами в Москве в конце квартала (помните такую темку?) в начале семидесятых. Чтобы купить его, нам пришлось отстоять огромную очередь. Сегодня в Праге и Карловых Варах столько хрусталя, керамики и драгоценностей, что интересующимся этим можно месяц гулять  по магазинам и никуда не ходить больше. Я не выдержал и накупил всем своим близким и красивейших ожерелий из полудрагоценных камней, и браслетов из знаменитого чешского граната, и красивейших рюмок и пивных стеклянных кружек. Всем всё понравилось!
Моравские и богемские вина не имеют такой известности, как, например, французские, но лично мне они понравились намного больше того, что я пивал в других странах. Белое сухое моравское вино напомнило лучшие сорта молдавских вин, хотя принимающая сторона в лице Жени Лаврина со мной в этом не согласилась, продолжая покупать вина французские. Не могу заодно не упомянуть о знаменитой бехеровке, этом своеобразном символе Чехии и курорта Карловы Вары.
 Я её употребил после вина, пива и минералки с источника, но вкус всё равно почувствовал, в отличии от прежних дегустаций. Может быть, это было связано с хорошим настроением, а скорее всего с тем, что эту бехеровку я купил в фирменном магазине при единственном в мире производящем её заводе,
 а при предыдущем приёме та же настойка была мною приобретена в хабаровском магазине «Пеликан». Сергей Хамзин, наш знаменитый коллекционер алкоголя, может быть спокоен, бутылочку получит с самого завода. Жаль, что честный лицензионный продукт пойдёт в коллекцию, а не будет употреблён по назначению.
Чешское пиво считается, по мнению большинства, лучшим в мире.
 Но, несмотря на бешеное разнообразие сортов и многочисленные попытки воспылать к нему любовью, мне их пиво, извините, не «вкатило». А вот проехав буквально два часа до средневекового баварского городка Бамберг, я буквально не мог покинуть пивную! Все сорта пива понравились! Остался бы в этом городке!
Коль о напитках закончили нужно несколько слов сказать о чешской кухне.
По причине короткого пребывания в стране я только начал изучение местной кухни. Начал с употребления продукта под названием колено. В сущности как я понял, это и есть свиное колено. У нас это блюдо называют рулькой, но вкус его немного другой, более натуральный. Чехи добавляют в колено какие то приправы. Вкусно до одури! Хорошо ещё что мы с Женей взяли одно колено на двоих. Кнедлики, этот чисто национальный продукт сделанный из теста с добавлением разных продуктов, например, овощей, творога или мяса, являются частым гостем на столе как своеобразное добавление к основным блюдам. Женя посоветовал не брать их, но я заказал и… понравилось! Ещё я несколько раз заказывал дикое мясо птиц и животных и всегда было вкусно и при этом необычно, к примеру мясо утки в брусничном соусе. Животные то как бы дикие, олени там или косули, но на самом деле их разводят в огромных вольерах. Понравились маринованные и солёные грибочки, все как на подбор со шляпками и крепкими ножками. А вот рыба не впечатлила, хотя тоже приготовлена была искусно. Выбор рыбы очень ограничен. В основном это карп и форель, и вскормлены они, как правило, в специальных водоёмах определёнными продуктами. К тому же чешская нация воспитана исключительно на мясе и рыбные блюда практически не употребляет. Супы у чехов славятся, но у меня они восторга не вызвали. И наконец десерт. Это, как правило, яблочные штрюдели. Блюдо это по своему происхождению считается еврейским, моя мама несмотря на преклонный возраст до сих пор балует сыночка этим вкусняком. Штрюдели делают во всех среднеевропейских странах, причём в каждой стране по особенному.

Оружейная промышленность и машиностроение. Чехия всегда славилась своим оружием. И в средние века, и в двадцатом столетии и это отразилось даже на сувенирах, очень много продаётся фигурок средневековых чешских рыцарей в доспехах и с оружием.
 Сам Сталин широко пользовался продукцией чехословацких оружейных заводов. Когда СССР и США договаривались, что не будут поставлять вооружение в какой то определённый взрывоопасный регион, там неизменно появлялись чешские винтовки и, говорят, даже самолёты. Да, в такой маленькой стране и самолёты производят, и автомобили. Чешская шкода и в наше время является одним из самых популярных в мире авто. Это не мерседес, но если говорить о соотношении цена - качество, то вполне, особенно в последние годы, после объединения с фольксвагеном.
Обувь фирмы «Батя» и сейчас у всех на слуху,
 а в первой половине прошлого века, этот был популярнейший бренд. Не случайно американские  летающие крепости вместо того, чтобы уничтожать немецкие войска, бомбили заводы «Батя», выполняя заказы американского бизнеса.
Тему чешских товаров, открытий, чешских знаменитостей можно продолжать бесконечно. Но всё же несколько слов о самой поездке. Приехал я по приглашению своего друга Евгения Лаврина, бывшего редактора журнала «Лучшее в Хабаровске», ныне чаще находящегося в Праге, чем в нашем Ха. Короткая недельная поездка оставила серьёзный след в моей душе, как Вы уже поняли. И в этом есть большая заслуга Жени. Бывалый пешеходный турист-спортсмен буквально загонял меня. Три дня мы как два молодых горных барана с огромными фотоаппаратами вместо рогов носились по пражским холмам, удивляя своей прытью обстоятельных немцев, непосредственных русских, передвигающихся в основном большими группами во главе с горластыми с хорошо выработанным командным голосом гидами, а также вольяжных толстых тельавивцев.

 Но этого времени даже при такой скорости передвижения оказалось недостаточно, чтобы осмотреть Злату Прагу, зато хватило, чтобы влюбиться в неё.
 Прага один из тех городов, куда обязательно возвращаются.
 В ближайшем будущем я непременно вернусь и к этой теме, и в Чехию.
 Только Прага это далеко не вся страна!
 Есть ещё жемчужина судетского предгорья город Карловы Вары, который в сочетании с окружающими его курортами,
 городками, замками и заповедниками, несомненно, достоин подробного и восторженного рассказа.

Комментариев нет: