четверг, 28 января 2010 г.

Путешествие в Кералу

Пролетело пять лет. Не прошло и не пробежало, а, как и бывает после пятидесяти,пролетело. Депрессий у меня больше не было. Я научился жить один. "Дорогая Елена" по-прежнему со мной, то "далеко", то "близко". Пока у нас такой непростой путь, он длится уже 15 лет. Я, большой любитель жары и солнца, сравниваю его с климатическими условиями севера России. Холодная и злая зима постепенно и неохотно отдаёт свои права весне, поначалу не справляющейся с утренними морозами, дневной пургой и вечерней слякотью, но постепенно побеждающей и переходящей в так любимое мною лето.  Оно очень короткое, а за ним холодная и промозглая осень (это когда мы вместе, но уже не радуем друг друга) неотвратимо переходит в зиму, в очередной полный разрыв. И кажется зима-разлука пришла навсегда, но проходит время (обычно, это полгода - север всё-таки!) и вновь долгожданная весна постепенно берёт свои права.
А ведь мы оба мечтаем о "вечном лете", как в Индии.

За эти годы я много путешествовал, иногда с "Дорогой Еленой", но чаще она, оставаясь руководителем нашего КИО и "прикрывала" моё отсутствие.
Карелия и Карпаты, Сахалин и Байкал, Азербайджан и Крым, Поволжье и Северный Кавказ мелькали за окошком праворуких японских машин. Не забывал я и про заграницу. Китай и США, Испания и Греция, юго-восточная Азия и Карибы и много других мест перестали для меня быть загадкой.
В рекламных путеводителях изредка мелькало слово Керала, и тогда по телу почему-то пробегал лёгкий озноб. Вредные привычки, а именно гиподинамию (её тоже ведь можно назвать привычкой), ночное обжорство, обидчивость, злоупотребление лекарствами и периодическое запойное курение я так и не сумел победить, хотя, честно говорю, боролся. А когда вес и общий уровень здоровья зашкаливали, я находил три пути борьбы, это харбинские массажи, трускавецкие водолечебницы и крымский пляжный волейбол, но годы шли, это переставало помогать. И вот в ноябре прошлого 2009-го года, лёжа на интенсивном харбинском массаже, сопровождавшимся жёсткой недельной диетой, я, поняв, что всё, больше это в меня не лезет, вспомнил о Гоа. Электронный адрес в моём компьютерном справочнике остался,  я написал Ирине только одно слово SOS, и получил ответ, приезжай, но только не в Гоа, а другой штат-Кералу, что километров на шестьсот южнее. Ирина написала, как можно быстро взять билет и получить визу. И вот я в самолёте новой бахрейнской авиакомпании в окружении очаровательных поклонниц Индии и Тибета, Натальи из Ставрополя и Марины из Москвы. Девчонки спят без задних ног, а я болтаю с молодой женщиной, уроженкой Волгограда, вышедшей замуж за индуса-мусульманина, закончившего медицинский университет её города. Девушка возвращалась на свою новую Родину вместе со своим грудным сыном. За весь перелёт вопли ребёнка, мало напоминавшего своим личиком россиянина, изрядно поднадоели мне, как и его мать, всё таки десять часов рядом. Сам рейс проходил по маршруту Москва - Эр-Рияд (Эмираты) - Кочикод (юго-западная Индия). Настроение у женщины было очень плохим, она явно после двухмесячного пребывания в России не стремилась в Индию, а мне сказала - вычеркните предстоящие две недели из своей жизни, Вы там часы будете считать, гуляя по загаженному индусами пляжу.  Наконец, полёт закончен, мы в Индии, раннее утро. Нас встречает мой старый знакомый по Гоа, возивший меня с Ириной и Джадышем по святым местам пять лет назад.
Пять часов езды по разбитым дорогам на разбитом авто прошли для меня незаметно, всё-таки вырубился, и вот мы у цели. Удивлён, на фоне общей полуразрухи оазис зелёных деревьев и различных цветов, красивое двухэтажное новое здание - отельчик и огромная стройка вокруг. Всё это оказалось собственностью моих старых друзей Ирины и доктора Джадыша .
Ирина встречает нас радушной улыбкой, обнимает меня, как старого  друга, но уже после пяти минут общения наметилась еле уловимая трещина. Это я спросил, можно ли пользоваться интернетом. Почему это так задело Ирину, было для меня загадкой. Её версия о том, что релакс в сочетании с интернетом невозможен, никак не устраивала меня. Хотя не мешало бы вспомнить, как наши с “Дорогой Еленой” поездки на Бали, Сайпан и Хайнань  отравило моё общение по интернету с Хабаровском. Я тогда не умел расслабляться, получая сводки боевых действий с магазинов и складов нашего предприятия.
На второй вечер меня опять не допустили к интернету, ситуация накалилась, я пригрозил немедленным отъездом. Ответом Ирины было нечто среднее между “вали на хрен” и “no problem”. Конфликт наш разрешил доктор Джадыш, принявший мою сторону. Ты ещё пожалеешь об этом - пригрозила Ирина. И я действительно пожалел. Мне повезло в жизни, меня окружают на работе профессионалы и порядочные люди, и я могу оставлять предприятие на них, а командовать с такого расстояния нервничать, психовать, и заводить моих крутых женщин-помощниц не нужно, будет необходимость - сами со мной свяжутся. Несколько дней я боролся сам с собой, но всё же понял - нужно забыть о работе и расслабиться, иначе результат лечения может быть обратным.
Теперь по-порядку обо всём. В принципе эту аюрведическую клинику можно сравнить с нашим обычным санаторием или любым отелем мира, конечно же, с минимальным количеством звёзд, но всё необходимое присутствует.
Обязательный отдельный номер у каждого, неплохая кровать, душ, зубная щётка, паста, мыло - всё с пометкой аюрведа, а значит экологически чистое или кошерное, как говорят евреи. В двух шагах аюрведическая лечебница, где проходят утренние занятия йогой в плохую погоду (в хорошую - на крыше отеля), большинство лечебных процедур и вечерние медитации.
Рядом кухня, где готовится исключительно экологически чистая пища без всякого присутствия  запрещённых аюрведой продуктов, особенно мяса и рыбы.
Объём пищи, потребляемый пациентами, не маленький, можно и добавку просить. Нас пациентов было всего семеро, включая 82-х летнего абхазского горца, отца Ирины.
За всё время пребывания здесь, а это было ровно две недели, похудел только я один, причём довольно сильно. Остальные не потеряли ни килограмма!
Причина здесь простая, у других просто не было лишнего веса.
Просыпались все мы часов в пять утра, когда с соседних деревень начинали греметь репродукторы, слева индуистские, справа мусульманские (у тех, и у других в это время проходили  посты и праздники). Это изрядно отравляло наше пребывание здесь,только позже я понял, нужно было просто намного раньше ложиться спать, сразу после медитации, как нам и рекомендовала Ирина. Так что вставал я рано и шёл гулять на пляж,
ведь отель стоял на самом берегу, на ночь окна оставались открытыми,  всю ночь шумели волны. Гулять по пляжу перед рассветом это круто, сразу Вам скажу. Пляж в пять утра не пустынный, рыбаки готовят свои несовременные лодки, большие моторные катера с реки идут на рыбалку. А у самого берега играются дельфины, зрелище незабываемое. Купаться  не очень удобно, огромные  волны сбивают с ног и тащут в открытое море,
заметны приливы и отливы, вода довольно солёная и тёплая, как парное молоко.
Туристов в этих местах нет, за исключением подобного нашему английского аюрведческого центра, но самих индийцев на пляже немало, в основном это рыбаки, ловят они как на сети, так и на закидушки. Люди они приветливые и на улыбку отвечают всегда, при этом разглядывая нас, европейцев, весьма откровенно, мы для них явление редкое. Лодки, можно сказать, древние, но, видимо, надёжные. Ловят индийцы рыбу и на обычную леску. Один раз я видел, как один из них вытянул довольно большую красивую рыбу весом в несколько килограммов.
Теперь о самом лечении. Я не буду описывать, что такое прайама, йога, аюрведа и панчкарма. Тем более, что сам в этом не разбираюсь. Кому интересно, могут поискать в книгах или интернете. Расскажу лишь, как я  для себя понял. Вся эта древняя и одновременно современная наука направлена в большой степени на очищение организма, а может, и души человека от шлаков, токсинов и плохой энергии. Панчкарма и есть  очищение, в теории на это  отпускается 28 дней, но у меня их было всего четырнадцать, и, конечно, эффект был неполный. Но и такой срок для меня выдержать было подвигом. Закрепить же достигнутое оказалось намного сложнее и, сразу скажу, я не справился. Выведение всех этих токсинов и шлаков проводится комплексно. Даются лекарства на основе местных трав, часто используется молоко. Были дни, когда приходилось принимать слабительные и рвотные, но нельзя сказать, что какая-то из процедур была невыносимой. Йогу предлагали выполнять несложную, со слов Марины и Наташи, имевших уже навык в этом, но для таких, как я, и это было испытанием. Упор производился на дыхательные упражнения, что одновременно также являлось очищением через органы дыхания. Упражнения-растяжки были абсолютно безопасные в плане травматизма и растяжений, в общем всё было доступно.
Эффект ощущался буквально с каждым новым занятием. Два раза в день проводились массажи, при этом использовались горячие масла и порошки, после чего мы минут десять находились в паровой бочке-бане.
Отдельно были процедуры по очищению носовых ходов, глаз,
лица,
ушей. Очень важно, что процесс лечения в центре строится так, что по мере удаления токсинов из организма новые практически не поступают ни с пищей, ни с водой, ни с воздухом и если человек болен или у женщины критические дни, лечение на это время прекращается. Даже место для центра подбирали астрологи! Вечерние медитации тоже стали для меня откровением. Если их проводила Ирина, то это было для меня работой над собой. Если проводил Джадыш - это уже была работа-игра. После начала вечернего представления и обязательного восхваления Всевышнего, Джадыш предлагал на выбор несколько видов медитаций.
В один из вечеров я рискнул выбрать медитацию. Нужно было непрерывно 15 минут что-то смешное вспоминать и громко смеяться, после чего представить такое, чтобы 15 минут горько рыдать.
Представьте, получилось у всех, кроме меня. Начал я классно, ржал громче всех, но закашлялся, остановился, увидел этот дурдом и мне стало настолько невыносимо грустно, что я ушёл, за что на завтра получил от Ирины очередную взбучку, стоял и краснел, как школьник.
Две недели прошло очень быстро, я почувствовал огромный прилив сил. Всё это время Джадыш не занимался со мной своим любимым методом лечения - энергетическим, объясняя это тем, что организм ещё не готов и позанимался моими чакрами только в последний день, а также дал мне ряд советов, которые по сути своей были чрезвычайно простыми, я могу их перечислить, немного упростив. Хотя бы 21 день не есть мясо и рыбу, не пить колу и всё подобное ей, а также алкоголь, не пить мёртвую воду, не курить, ограничить немного соль, обязательно ежедневно заниматься по утрам йогой, а вечером медитацией, всего на это уходило бы не больше часа, продолжать заниматься любимым делом - настольным теннисом, так как именно мне одной йоги недостаточно, один раз в неделю есть только фрукты (мы даже договорились, какой день недели), категорически не пить и не колоть европейские химические препараты, а при наличии каких - то проблем по здоровью в любое время звонить ему, ну и пить те лекарства которыми индийский доктор меня снабдил. Если говорить об оплате всего курса лечения, то она была весьма своеобразной. В сумму, которую я и все мы заплатили, входило всё, включая те лекарства, которые я забрал домой, также сумма не зависела от количества сделанных нам процедур, она была одинаковой для всех и довольно приемлемой, очень дорогими оказались билеты на самолёт, но это было связано с тем, что я покупал их почти перед самым вылетом. Вы можете не поверить, но мне удалось продержаться 21 день, кроме занятий йогой и медитаций! Я был полностью здоров и телом, и духом, и энергетикой! Ну а критерий выздоровления у меня известный, вернулась любимая женщина, ”Дорогая Елена” (смотрите первую часть), как раз к этому времени прошло полгода от нашего расставания. Ну а дальше друзья-приятели, корпоративки, холода, зимняя рыбалка, и, наконец, новогодние праздники с днями рождения. Всё пошло насмарку! Вернулись вредные привычки, вес, и так далее. Но дух, он пока остаётся. Вот теперь сижу и думаю, надо ли в конце писать - продолжение следует?
Остаётся рассказать про Ирину,
каким путём шла она, чтобы прийти в Кералу к своей теперешней жизни. Выяснить всё оказалось непросто. Ирина говорит, что здесь в Индии она обрела настоящее счастье. Ей нельзя не верить, но... Просыпается она, как я наблюдал, раньше пяти утра, спать ложится ближе к 12-ти. Постоянно ей звонят из России, то её малолетняя дочь, которая, как я понял, оставлена на бабушку, то многочисленные клиенты. Звонят из Гоа, где она тоже оставила за собой аюрведическую клинику, так-как именно там зарабатываются деньги из-за наплыва российских туристов. Но я теперь точно знаю, что для достижения максимального эффекта ехать нужно только сюда, в Кералу.
Днём Ирину поймать и поговорить вообще невозможно, именно на ней, женщине, вся стройка! Вы не представляете, как трудно работать с индусами, этими детьми солнца, как Ирина их нежно называет. Ничем не легче, чем с нашими алкашами. А если и появляется у Ирины свободное время, всё оно уходит на ухаживание за цветами.
Поговорить мне с ней удалось только в последнее воскресенье, когда индийские рабочие отдыхали.
Ирина, уроженка солнечной Абхазии, училась в местном университете на математическом факультете. Когда началась война с Грузией, Ирине удалось перевестись в МГУ и закончить его с отличием. Всё это было в лихие девяностые, как сейчас  любят говорить. Крутые фирмы росли, как грибы, деньги зарабатывались легко. Олигархам и авантюристам, бандитам и бывшим партийцам, всем нужны были молодые талантливые математики. Чтобы те отдавались работе полностью, их как-бы делали акционерами, а потом или кидали, или фирма прогорала, так несколько раз было и с Ириной. В одной фирме, торговавшей нефтью, её обманули аж на миллион долларов, огромную сумму по тем временам. Другой раз молодая шлюшка, любовница олигарха, перешла дорогу Ирине, практически создавшей его предприятие. Было от чего потерять веру в человечество! Ирина вышла замуж за врача и уехала по линии красного креста в больную и нищую Эфиопию. Сами понимаете, ничего хорошего из этого не вышло. Дальше были трудные роды, тяжёлая болезнь, дикий подъём веса, аж до 125-ти килограммов, и вот на фоне всего этого Ира со своей подругой приезжает в Гоа и поселяется в том же отеле, куда чуть позже и меня привела судьба. И всё в ту поездку было не так, то при поселении дали поганый номер, то процедуру сделали неудачно. Вечером Ирина идёт в лучший ресторан (могу подтвердить, оказывается  даже официант у нас был один, я в этом ресторане справлял 50-летие своего Обнинского приятеля, смотрите рассказ аюрведа один, и у меня с тем официантом была пара анекдотичных моментов), где ей подают какой-то мерзкий сок.
Ирина поднимает скандал и в подпитии говорит хозяину заведения, что если он ей не найдёт здесь в Гоа самого лучшего доктора по аюрведе, она в заведении камня на камне не оставит. Так Ирина познакомилась с Джадышем. Было это в марте, а в мае Ира уже весила меньше на 45 килограммов, и куда подевались её гипертония, депрессия и прочие заболевания? Ирина стала помогать Джадышу, молодому талантливому врачу из штата Керала.
Мать и отец Джадыша настоящие индийские интеллигенты (я общался в этот раз с ними), а вот дедушка тоже занимался аюрведой, был известным врачом, и с учителем Джадышу повезло, это был известнейший на всём юге Индии человек. В аюрведическом центре, где работал Джадыш, почти все массажисты были из штата Керала, они с упоением рассказывали Ирине о своей красивой Родине Керале, о добрых людях населяющих этот штат. Ирина поехала посмотреть и увидела, что места красивейшие и люди прекрасные. В итоге Ирина и Джадыш открыли своё благородное дело, (реально помогают людям) и, как мне кажется, счастливы, а главное, им есть чем жить, они движутся вперёд, и я очень польщён, что такие люди, добившиеся успеха в жизни многолетним честным трудом, мои друзья, а мне судьба даёт радость приезжать к ним.
Две недели для лечения аюрведой очень маленький срок и раз такая цель была поставлена, для  экскурсий и путешествий по штату не оставалось времени, но всё дважды нам удалось вырваться  из "заключения". Мы съездили в соседний довольно грязный городишко чтобы накупить аюрведических зубных паст  и сари.
Я купил пять, "Дорогая Елена" была на седьмом небе. Второе путешествие длилось целый день. Это была прогулка по лагунам на комфортабельном маленьком пароходике, сделанном под старину, которые с восторгом описываются во всех справочниках. Как я понял, это просто низовья многочисленных полноводный рек, текущих к морю. Группка наша была в восторге, а для меня опытного путешественника, было не слишком интересно.
Сами же горы и парки этой красивейшей части Индии я пока не увидел, обещаю читателям исправиться и в следующих репортажах описать природу Кералы.
Обратный полёт был уже привычным. В самолёте Марина вдруг начала мучать нас страхами, вдруг у нас пропадёт багаж. Накаркала, мой чемодан ещё на несколько дней завис в Эр Рияде. К счастью, ростки цветов, которые мне подарила Ирина,не пропали, и теперь у меня дома индийская оранжерея,
а в комнате отдыха большой деревянный Ганиш (один из самых известных индийских богов) охраняет меня и  благополучие моё и нашей фирмы КИО. 
Продолжение вероятно будет, но для этого мне нужно снова съездить в Индию.

Остальные фотографии путешествия можно посмотреть здесь.

Комментариев нет: