четверг, 21 января 2010 г.

Новый год в Гонконге

В декабре 2009-го года мне  предложили  новогоднюю поездку в Гонконг. Других вариантов  не было, дома оставаться не хотелось, и я принял предложение.  За несколько дней до вылета вечером позвонила дочь Анюта, проживающая в Москве, и спросила, как же так, я ведь тоже хочу?!  Утром у неё уже были билеты Москва-Пекин-Гонконг и забронированные  в Пекине и Гонконге места в отелях.

Несколько слов о Гонконге. Самые первые жители острова и окружающих земель появились в этих местах очень давно, несколько тысячелетий назад. Мы посетили  одну из деревень, где эти люди до сих пор живут. Бросилась в глаза бедность местного населения на фоне находящегося рядом процветающего мира. Почему-то островитян многие годы преследовали, не пускали в города, запрещали изучать китайский и английский языки. Последние 40 лет этого официально нет, но люди продолжают жить неважно,  мои фотографии подтверждают это. Сама деревенька и национальность людей одноимённы - ТХАЙ-О.

Эти островитяне скорее близки к филиппинцам, сайпанцам и другим народам, заселяющим острова Тихого океана. Позже в этих местах появились китайцы, а в 19-м веке в результате так называемых опиумных войн сюда пришли англичане, сначала получившие по так называемому мирному договору остров Гонконг, затем полуостров Коулун, а в конце века ещё и прилегающие окружающие территории, названные Новыми. Вот эти три части, а также окружающие их многочисленные острова и являются современным государством Гонконг, с 1997-го года находящимся под юрисдикцией Китая, но сохранившим капиталистический строй и почти все атрибуты оазиса западной культуры в юго-восточной Азии.
Находились мы в Гонконге неделю, но самым запоминающимся был первый день, 31 декабря, когда нашей немногочисленной группе был предоставлен большой туристский автобус, а главное экскурсовод Пенни, приятный и услужливый молодой гонгонгский китаец. Ранним утром нас привезли на окаймлённый современными высотными зданиями пустынный пляж (зима всё - таки) с удивительно чистой и спокойной водой.

Гонконг как раз и получил своё развитие за счёт своих огромных и редко затрагивающих штормами бухт, которые редко достигают такие страшные в этих краях шторма. Конечно, мы мечтали искупаться, у  почти у всех даже были с собой купальные костюмы, но только наша туристка Наташа решилась намочить ноги.

А китайцы купались! Было пасмурно и безветренно, дышалось легко, настроение было прекрасным. Очень удачно в территорию пляжа вписалась выставка различных китайских фигур.

Я видел много разных выставок в Китае, эта далеко не худшая. Особенно помогали осмотру комментарии нашего молодого гонконгского друга. Показывая наиболее интересные фигуры, Пенни одновременно рассказывал историю этих территорий. Запомнился его рассказ, как в годы культурной революции хунвейбины убили старый китайский язык, и что это практически не затронуло Гонконг, бывший в те времена английским. Убит в Китае был не только язык. Когда после грязного и вонючего Харбина с его наглыми курящими таксистами, не соблюдающими элементарных правил дорожного движения, обманывающими самым подлым образом и нас, русских, и своих же соплеменников, после Саньи с её продавцами и официантами (а ведь это географически близко, а де факто и де юре одна страна), которые легко обманывают своих клиентов, попадаешь в Гонконг, где тебя окружают совсем другие, доброжелательные и понимающие китайцы, понимаешь, что дело совсем не в национальности. В Гонконге в каждом такси весит табличка, закурил - заплати 5000 гонконгских долларов, и такие таблички висят не только в такси. Дело здесь не во вреде курения, а в том, что один человек не имеет права мешать дышать и жить другому, и это охраняется законом, который почему-то соблюдается.
Пенни прямо на выставленных табличках показал, чем отличается древний китайский от современного вульгарного.

Дальше наш путь лежал в рыбацкую деревушку с названием Маленький Гонконг, окружённую небоскрёбами,

здесь же нас покатали на катере и на сампане, это китайская рыбацкая лодочка - джонка.

После этой увлекательной прогулки захотелось есть, и нас накормили так называемой гонконгской кухней (это смесь многих кухонь) в очень известном китайском плавучем ресторане Джумбо.

Далее наш путь лежал на пик Виктория, самую высокую точку острова Гонконг.Туда мы поднялись на автобусе и в конце пешком, обратно спускались на горном трамвайчике. Вид с горы на бухту очень впечатляет, нам не повезло с погодой, небоскрёбы были в тумане, но как раз это и придало виду сказочность и торжественность.

А в семь вечера мы поехали встречать Новый Год и были приятно удивлены, видя, что для гонконгских китайцев это тоже грандиозный праздник.
Улицы были запружены гуляющими и радующимися людьми. С кафе, которое для нас было выбрано для встречи самого большого в году праздника, мягко говоря, не повезло. Несмотря на заплаченную нами высокую цену стол был накрыт  на террасе на сквозняке, куда более заслуженные и уважаемые гости кафе выходили покурить. Было очень холодно, нас не спасали даже хабаровские свитера и куртки.
В течение получаса нам принесли немного хлеба и довольно мерзкие напитки. За последующие полтора часа только я один четырежды просил у официантов хлеба, который тут же расхватывался замёрзшими и голодными хабаровчанами, то есть нами, и стол опять становился пуст.

Ближе к Новому Году  принесли несколько блюд, но это никак нельзя было назвать праздничным столом. К счастью холод и голод не смогли испортить праздник. Мы с дочерью были вместе, танцевали, знакомились с "иностранцами", кушали уже не на террасе, а за их столами, действительно праздничными. Узнавая, что мы с Анютой из России, нас бурно приветствовали австралийцы и американцы, скандинавы и местные гонконгцы. Вечер был спасён, и не последнюю роль в этом сыграла приобретённая мной за бешеные деньги литровая бутылка виски, с которой я не расставался, пока в ней что - то было. Сначала литровка помогала бороться с местной зимой, а позже, уже в тепле, сплачивала нас с другими народами. Группа наша уехала (холодно и голодно), рискнула с нами остаться только Наташа, напрочь затмившая своими танцами всех местных. Праздновали мы почти до утра, как и положено представителям великой страны.
А на следующий день, 1 января, мы поехали в Диснейлэнд. Появилось местное солнце, приветствуя Новый, 2010-й год, и мы наконец-то  сняли  куртки. Опять нам было хорошо, хотя  гонконгский Диснейлэнд ничего нового  не открыл, он уступает своим старшим братьям из Токио, Парижа и Лос Анжелеса, в том числе и по размерам.

Последующие дни были не столь насыщены, экскурсий больше не было, мы были предоставлены самим себе, поначалу немного взгрустнулось из-за того, что не увидим всех красот этой земли, но решили не расстраиваться и довольствоваться тем, что было доступно.
Гонконг, как мегаполис, как бы делится на две части, одна на острове, где мы и проживали, вторая на полуострове Коулун, куда мы попадали, пересекая бухту на знаменитом пароме "Star Ferry".

Ходит он часто, стоимость проезда в расчёте на наши деньги рублей семь. Плыть на пароме одно удовольствие. С обеих сторон небоскрёбы, их панорама просто завораживает, этот вид вполне сравним с видами Нью Йорка, Шанхая и Токио.
Впечатляет набережная Коулуна. Она не очень длинная, но явно присутствует чувство стиля и законченности. Дом-шар (музей космоса), башня Тауэр, сделанная под старину в английском стиле,

аллея знаменитых китайских кинозвёзд,

огромный торговый центр, порт, где стоят громадные океанские лайнеры,

и там же лучшие гонконговские рестораны, все эти здания и достопримечательности прекрасно дополняют друг друга, а вечером к ним ещё добавляется "Симфония света" - захватывающее  мультимедийное представление, самое крупное и продолжительное в мире светозвуковое шоу. С обеих сторон порта Виктория тридцать высотных зданий, украшенных огнями, вспыхивают мириадами красок! Создаётся впечатление, что весь Гонконг одно живое существо!

Ещё мы катались на открытом двухэтажном автобусе по Коулуну, и тогда Гонконг приоткрылся для нас ещё одной стороной.

На фоне блистательных зданий вдоль набережной небоскрёбы прошлых поколений выглядят весьма убого, и видно, что в этих покорябанных временем высотках живут не очень богатые люди.
Ещё мы были на различных базарах. Если сад птиц и ряды с аквариумными рыбками не поразили нас, то рынок цветов остался в памяти, особенно своими орхидеями.

Немного хочу рассказать о магазинах Гонконга. Я не шопник, и мне трудно оценить качество, выбор и цену гонконговских товаров. Магазины там огромные, красивые и современные.

Покупать товар удобно, продавцы доброжелательны. Очень много распродаж, причём самых известных мировых брэндов, чего практически нигде больше нет. Магазины полны людей, всё раскупается. Дочь присмотрела себе платьице и сразу не купила, на утро его уже не было. Во многих справочниках пишут, что в Гонконге нужно отдыхать, а покупать всё в соседнем Шеньжене, там намного дешевле. На самом деле это не так. Кто хочет одеваться красиво, в том числе весь огромный китайский бомонд, одевается именно в Гонконге, тем более, что из-за мирового кризиса власти Гонконга ввели безвизовый режим, и материковым китайцам стало проще попадать сюда. Немаловажно и то ,что в Гонконге нет пощлин, и все товары мира дешевле процентов на пятнадцать. Поразил меня и профессионализм местных продавцов. Во время новогоднего вечера была утеряна крышка от обьектива моего постоянного друга и спутника в поездках, Никона-80, и я решил восполнить эту потерю. Меня так развели в фотомагазине на коулонской набережной, что я еле наскрёб денег на паром чтобы вернуться в гостиницу. Теперь вот мучаюсь, как приспособить все купленные для Никона обьективы,  насадки и аксессуары! А ведь я не знаю английский, и мы с продавцом общались в основном с помощью рук!
Ещё была у меня проблема, красиво отпраздновать день рождения Анюты 3-го января. Для дочери всегда важно было, чтобы её поздравило как можно большее число людей. Несмотря на мои напоминания группа как-то об этом "забыла", кроме нашей Наташи, а телефон Анюты что-то забарахлил. Но, а так у нас всегда бывает, всё закончилось, как нельзя лучше. И ресторан был превосходный,  и обслуживание,  и кухня (испанская, но почему то вкусней, чем в Испании). А компания была просто идеальной.  Из соседнего Шеньженя на торжественную вечеринку приехало всё руководство журнала "Лучшее в Хабаровске" во главе с Евгением Лавриным и Ольгой Суриковой. Сами понимаете, какими богатыми и оригинальными были подарки. А в конце вечера гонконгские официанты поднесли имениннице очень красивый испанский тортик со свечами, за счёт заведения!

А тут ещё заработал телефон, и счастье дочери было полным.
Жаль, конечно,что не увидели мы знаменитых гонконгских и коулунских садов, храмов, самого большого в мире сидящего Будду, самой длинной в мире канатной дороги, современных прекрасных парков на Новых Территориях и много чего другого, но могу сказать, нам с дочерью было уютно в Гонконге, и мы всем советуем съездить туда.

Посмотреть все фотографии с путешествия можно здесь.