пятница, 9 июля 2010 г.

Путешествие по Шри-Ланке

Римляне называли этот остров Тапробане, арабы — Серендиб, англичане — Цейлон, местные жители — Шри Ланка. Современное независимое государство Шри Ланка находится всего в 48 км. от юго-восточного побережья Индии.
Считается, что первые люди появились в этих местах 100 тысяч лет назад, а первое государство было создано в 5-м веке до нашей эры арийскими племенами (предками современных сингалов), пришедшими из северной Индии. Просуществовало оно 10 веков, распавшись под натиском негроидных южно-индийских племен (будущих тамилов). Сингалы и тамилы постоянно воевали(они и поныне продолжают это делать), то порабощая друг друга, то создавая независимые государства до тех пор, пока не пришли другие завоеватели. На протяжении последних пяти веков островом правили поочередно китайцы, португальцы, голландцы и, наконец, англичане,  владевшие островом вплоть до 1972 года, когда под напором
национально-освободительного движения страна получила полную независимость и вернула себе древнее название Шри Ланка.
Я, дважды побывав в Индии, ошибочно считал Цейлон маленьким ее подобием. Оказалось, что Шри-Ланка это совершенно иной мир, полный своих чудес, противоречий и особенностей. Ланкийцы при каждом удобном случае подчеркивают, что они (а я имел дело только с сингалами, их 78% от всего населения) особенная нация и живут только в трех местах: на Шри Ланке, на Мальдивских островах и в Малайзии.
Кроме этих двух основных национальных групп на острове проживают бюргеры (потомки белых и смешанных с белыми браков), мавры (арабы) и другие мусульмане — выходцы из Индии. Это не считая тех европейцев, который полюбили остров и осели здесь, как, например, знаменитый писатель-фантаст Артур Кларк, недавно умерший. Что же касается мусульман местных, они пока не воюют, но, как и везде, представляют опасность для всех. Ланкийцы «муслимов» очень сильно не любят. Есть китайцы, но их не очень много. Ну и, наконец, древние жители острова веды,  которых осталось всего несколько сотен. Вот такая смесь наций и вероисповеданий.
Добираться до Шри-Ланки лучше всего через Москву, достаточно зайти в  какое-нибудь турбюро или любую авиакассу. Зимой, в горячий сезон, бывают прямые чартеры, но о них я слышал плохие отзывы. Второй вариант это полет с посадкой и сменой самолёта  в Эмиратах или в Катаре. Мне довелось лететь через Доху, столицу маленького и богатого государства Катар. На пути в Доху самолет просто «гудел». Но не от проблем с двигателем или турбулентности. Виски, коньяк, водка, вина — всё наливали стаканами. Такого веселья  во время полёта я видел в первый раз. Оказалось, что большая часть туристов состояла из распространителей по России шоколада «Марс». На обратном пути здесь, в Дохе, пришлось задержаться на сутки, так как сломался самолет хвалёных катарских авиалиний. Нас бесплатно кормили, дали возможность въехать на территорию страны, расселили в богатых отелях, но не разрешили из них уходить. Русские туристы проигнорировали этот запрет, и я в том числе. Мы с одной попутчицей успели осмотреть весь центр города. Я, заняв 200 баксов у совершенно незнакомого мне москвича, купил дешёвый фотик, так как моя камера со всеми вещами осталась в багаже, доступа к которому не было.  Нам даже удалось искупаться в Персидском заливе на территории какого-то дорогого клуба.
Моя случайная спутница, 40-летняя яркая блондинка, решила устроить в семь утра купание топлес. Вся охрана была в шоке, ведь жители Катара свято чтут коран, а женщины, в своём большинстве, даже лица не показывают. Предвидя возможные проблемы с оскорблением достоинства верующих, я на ломаном английском пытался объяснить, что являюсь очень богатым человеком из России, наш большой самолет сломался, и мне пришлось срочно вызвать маленький из Москвы. Заплатить не могу, так как закончились наличные деньги. Мне вроде бы поверили и выдали нам купальные костюмы. Впоследствии дама удивила меня еще раз. В аэропорту, когда начались разборки с представителями авиакомпаний, она неожиданно потребовала, что, раз они виноваты, то пусть вернут ее в Шри Ланка(впоследствии она уже в самолёте рассказала мне о бурном романе  с каким-то лихим эфэсбэшником, прошедшим Крым, Рим и Чечню). Представитель компании после короткого телефонного звонка неожиданно согласился. Тогда  блондинка потребовала денег, хотя бы долларов сто. В общем-то, это было логично, поскольку у неё денег не было, как и у меня, но ей почему-то отказали. Пришлось Лене (так звали девушку) вместе со всеми нами возвращаться в Москву.
Теперь о самом туре по острову Цейлон. Продолжался он 10 дней. Сначала три дня экскурсионных поездок с посещением достопримечательностей в центре острова, остальное время я провёл в отеле на берегу Индийского океана. Мне повезло с экскурсоводом, микроавтобусом и компанией, состоящей из молодой девушки и ее 4-летнего сына.
Попутчики оказались очень контактными, хотя ребёнок, думаю, вырастет хулиганом.
Общение немного омрачали частые звонки из России от ревнивого мужа-милиционера, которому она опрометчиво сообщила, что вся её группа состоит из одного очень весёлого мужчины. Трое суток пролетели незаметно, а вот отдых в отеле мне оказался совершенно не по душе. Но я нашел выход — сумел подружиться с одним очень услужливым водителем тук-тука,
все остальные дни мы практически с ним не расставались, несмотря на то, что парень не знал русского, а я английского. До сих пор этот симпатичный ланкиец мне позванивает, и мы как-то разговариваем. А когда в последний день я отказался от поездки, так как из моей сумочки выкрали последние 100 долларов,  мой сингальский друг предложил повозить меня без денег. Я не смог на это согласиться, но от предложенных им сувениров и бесплатного ужина не отказался. Совесть позволила, поскольку ранее я оплачивал штрафы, когда он на своем тарантасе превышал скорость. Помог я и с ремонтом, когда от очередного превышения скорости тук-тук просто развалился, как автомобиль Адама Козлевича в известном романе.
Теперь я попробую, независимо от того, были ли это запланированные экскурсии или экспромт на тук-туке, описать места, которые посетил.
НУВАРА ЭЛИЯ
Это удивительно место, случайно обнаруженное англичанами в начале 19-го века, располагается у подножья самой высокой горы острова на высоте почти 2 000 метров. Говорят, что дороги сюда красивейшие на острове, но нам пришлось ехать по темноте. Лишний повод побывать здесь еще раз!
Остановились мы в гостинице «Гранд Отель», самой известной в городе.
Старинное здание в английском колониальном стиле было построено для губернатора острова. Очарование отеля не поддается описанию, а в своем номере я неожиданно обнаружил настоящий камин.
Это так сочеталось с неожиданной после душного аэропорта холодиной, что захотелось его растопить и натянуть на себя не взятый в тропики теплый свитер. Поразили чопорные, в колониальных нарядах официанты, метрдотели и горничные. Наша российская троица, включая мальчика, была в ударе, мы веселились на всю катушку, и служащие отеля явно не знали, как нас утихомирить,
ребёнок перевернул стол с едой у соседей-англичан, а у дамочки пропал кошелёк, и она подняла весь отель на уши, оказывается малыш спрятал его в бочке из-под вина. Я повода не давал, но почему-то работники отеля и его гости  посчитали меня отцом «трудного ребёнка» и бросали укоризненные взгляды. Но вершина их шока была утром, когда 4-х летний бандит умудрился завезти во дворе чужой тук тук и с диким криком проехал на нём  метров пять, при этом ничуть не испугавшись.
Все достоинства курорта оценить не удалось, в девять утра мы уезжали. Путь с курорта был сказочно красив. Чайные плантации
сменялись огромными водопадами, а бурные реки — непроходимыми джунглями.
      
ЧАЙНЫЕ ПЛАНТАЦИИ

Первая после курорта остановка была на чайной фабрике. Цейлонский чай лучший в мире, это национальное богатство острова. Мой друг, тоже бывший врач, а ныне представитель в Хабаровске известного чайного бренда «Ахмад», оценил привезенный мною чай, сказав, что ничего подобного в жизни не пил. Растет чай на Цейлоне в высокогорных районах, выращивают его там с начала позапрошлого века.
Под плантации чая и вырубили большую часть уникальных местных лесов. Англичане владели и Индией, и территорией нынешнего Пакистана, но предпочтение в выращивании чая все же отдавали Цейлону, для чего и привезли туда для работы на плантациях больше миллиона индусов.

САДЫ СПЕЦИЙ И ПРЯНОСТЕЙ МАТАЛЕ

Садами этими покрыта вся территория острова, куда бы ни ступала нога туриста. В одном из таких садиков меня, опытного и скупого на расходы путешественника, «развели» аж на 600 долларов! А ведь не хотел ничего покупать! И скидки дали, и массаж головы бесплатно сделали!
Доходы от продажи специй огромны! Конечно, и здесь полно подделок. Невозможно обычному человеку в этом разобраться.

КОРОЛЕВСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД

Ботанические сады — моя слабость. Куда бы не заносила меня туристическая судьба — в Амурск или на Соловецкие острова, в Крым или на Кубу, в Китай или на Канары — я всегда посещаю такие места (недавно в Барселоне дочь, частая моя попутчица и большая любительница цветов, криком кричала - не пойдём в ботанический сад, везде одно и то же, но я всё настоял на его посещении). Королевский ботанический сад в Шри Ланке является одним из лучших в мире.
Наряду с орхидеями и пальмами (их здесь 175 видов!) запомнилась своей величественной красотой аллея мемориальных деревьев, высаженных в разные времена знаменитостями прошедшей эпохи, причем второе по счету дерево посадил здесь в 1891 году русский царь Николай.
Есть и дерево, посаженное Юрием Гагариным в 1961 году, а также знаменитое дерево Бо, являющееся одним из главных символов буддизма. Ещё одна достопримечательность сада — самый большой в мире фикус.

ЛЬВИНАЯ СКАЛА СИГИРИЯ

Сигирия овеяна древней легендой.
15 веков назад на её вершине был построен чудо-город с садами, фонтанами и бассейнами. Здесь жил какое-то время король, убивший своего отца. Он скрывался таким образом от мести своего младшего брата, законного наследника короны. Сейчас города наверху не осталось, только развалины, так как брат самозванца сумел одержать победу в битве на равнине и в пылу гнева разрушил великолепное сооружение, а время и ветра довершили разгром, почти всё сравняв с землёй. Осталось немного фресок, бассейны,
 часть лестницы с когтями льва. Место, где когда-то жили люди, облюбовали обезьяны.
Сигирия считается одним из чудес света. Подъём по крутым ступеням на 200-метровую скалу был, наверное, самым трудным испытанием за всю поездку.
Дальше наш путь лежал в Дамбуллу.

ДАМБУЛЛА

Этот очень известный на острове городок расположен между крупнейшими центрами Коломбо и Канди, если ехать на север. Мы провели здесь ночь в отеле-бунгало посреди уютного парка, а утром поехали смотреть одноимённый буддистский храм, встроенный в скалу.
Расположенный храм на горе  славится тем, что в его пяти пещерах помещается самое большое в мире собрание статуй Будды, большинству из которых больше, чем две тысячи лет.
Уникальное зрелище!
                                  
КАНДУЛЛА
                      
Это один из национальных парков страны. Он сосредоточен вокруг искусственно созданного водохранилища.
В сухой сезон сочные травы привлекают сюда сотни диких слонов, а также буйволов, кабанов, оленей и леопардов. Птиц здесь  более 160-ти видов!
Я впервые видел на воле диких животных. Незабываемо! Когда мы въезжали в парк, слон просто загородил нам дорогу, и мы ждали минут 15, пока  этот хозяин парка не изъявил желание уйти и пропустить нас.
Мы были на открытом джипе с одним охранником, работником парка. Можно было выходить из машины, гулять. Но было страшновато. Когда один из слонов сделал несколько решительных шагов в нашу сторону, сопроводив это гневным боевым рыком,
мы уехали на безопасное расстояние очень быстро.

СЛОНОВЫЙ ПИТОМНИК ПИННАВЕЛЛА

Мне повезло в жизни. Я повидал слонов во многих странах. Не думал, что это зрелище сможет опять удивить. Питомник создан 30 лет назад, примерно с теми же задачами, что и наш Центр реабилитации диких животных в Кутузовке, то есть для выращивания слоников-сирот в естественных условиях. За эти годы питомник разросся и превратился в фабрику по производству слонов и их дальнейшей продаже в зоопарки мира и просто частным лицам. Со слонятами здесь обращаются, как с детьми, кормят с бутылочки, купают, убирают за ними. Кроме подобранных сирот теперь много и родившихся в питомнике.

КАНДИ

Этот второй по величине город Цейлона находится в предгорьях, в центре острова.
Не раз был столицей. Случалось это, когда очередные пришельцы из Европы захватывали побережье, и сингалы уходили в горы. Впервые поработить Канди удалось англичанам в 1815-м году. Город красивый, светлый, окружен горами, в центре искусственное озеро, творение последнего короля Канди.
Старая столица до сих пор остается главным культурным, религиозным и хозяйственным центром страны. Отсюда везут все специи, здесь производят самые красивые маски и рисуют картины. В Канди лучшие в стране аюрведические центры, причём цены на процедуры значительно ниже, чем на побережье.
Попутно замечу, что мне очень понравился аюрведический центр на въезде в Бентоту (город на побережье) рядом с мостом через реку. Стоимость пребывания там 90 долларов в сутки, в это входит всё, процедуры, проживание и диетическое питание. Я разговаривал с отдыхающей там немкой преклонного возраста (на английском), она была в восторге от произведённого за две недели эффекта. Но вернёмся в Канди, здесь пахнет стариной, этот город не так, как, например, Коломбо, задевает все нарастающий ритм жизни и влияние западной цивилизации. Мы должны были провести в Канди не меньше суток, но случилось так, что в городе не было ни одного свободного места в гостиницах. Проходил чемпионат мира по крикету. Главная достопримечательность Канди — Храм Священного Зуба Будды, построенный на территории королевского дворца. Зуб до сих пор является символом независимости сингалов.
Каждый год в августе, перед полнолунием, происходит грандиозное шествие, по городу несут Зуб.
Когда-нибудь я, может быть, побываю на этом главном празднике города.

КАЛУТАРА

Этот город я изучил хорошо. Не потому что он интересен, просто я рядом жил неделю.
Пятизвездочный отель «Ройял Палм Бич», расположенный в его окрестностях, никак не тянул на свои звезды.
Сказать, что там было плохо, нельзя. И тренажерный зал,
 и рестораны,
и пляж, и анимация, и номер — все было неплохо.
Но не было ощущения праздника. Сам город довольно пыльный, очень много людей, да и море там не очень приятное. Большинство туристов попадают именно сюда, и мне жаль было их и себя. Есть в Шри-Ланке много городов, пляжей и аюрведических центров, на мой взгляд, гораздо лучших. Мне больше понравились, например, города Унаватуна и Бентота, расположенные неподалеку.

ГАЛЛЕ

Довольно большой древний город в 115 км от Коломбо на юг (доехали на тук туке!). Красивейшее место. Прекрасно сохранились внушительный по своим размерам форт
и старый город с множеством музеев и сувенирных лавок. Здесь так же, как и в большинстве исторических мест в мире, активно пристают уличные торговцы. Главным предметом продаж являются старые голландские и португальские монеты. Город основан португальцами. Прячась от шторма, они зашли в первую попавшуюся удобную бухту. На берегу их встречали петухи, по-португальски «галло», отсюда и название города. В самом Галле интересно посмотреть старые кварталы и крепость, но останавливаться там нет смысла, купаться и загорать тоже, а вот с севера и юга, на расстоянии нескольких километров, замечательные
 места с ласковым и спокойным океаном. Город Хиккадува славится своим коралловым рифом, чистейшей водой и соответственно идеальными условиями для плавания и с маской, и с аквалангом, но сюда также лучше приезжать на один день. В Унаватуне вообще стоит пожить.
Очень дешёвые отели и ресторанчики, прекрасное море, и стоит городок в стороне от основной трассы. Я дважды туда приезжал и не встретил ни одного русского. На повороте в Унаватуну находится магазин музыкальных инструментов, цены на них намного ниже, чем в центральных городах острова, а выбор лучше.

РЕЧНОЕ САФАРИ
Рек на острове много. Все они полноводные и довольно спокойные в нижнем течении. По их берегам часто располагаются мелкие заводики разного назначения, аюрведические центры, небольшие отельчики. Десятки лодок, плотно набитые туристами, плывут по этим рекам. Вроде ничего особенного в речном сафари, но я получил удовольствие. Много островков с небольшими храмами, мангровые заросли, сквозь которые мы пробирались, никогда не виданные мною птицы-рыболовы, ловушки для ловли креветок, маленькие крокодильчики и довольно большие по размерам вараны. Обязательно хотя бы раз лодка заруливает на какой-нибудь необитаемый по виду островок, ее встречает местный житель, он даёт осмотреть туристам своё скромное жилье, диковинные деревья и кустики, после чего начинает показывать свое искусство плетения циновок.
Конечно, какие-то небольшие суммы денег некоторые туристы здесь оставляют. Из двух речных поездок мне больше понравилось путешествие по реке Бентота,
это недалеко от Калухары. Вообще местечко Бентота классное, особенно хорошим считается отель «Бентота Клаб».
Могу уверить Вас, что это далеко не всё, что я увидел, и что произвело на меня впечатление на острове Шри-Ланка. Упомяну рыбный рынок Негомбо
(каких рыб и морских чудищ там только нет, а сколько покупателей и продавцов собирается ранним утром!), центры по добыче полудрагоценных металлов, расположенных прямо вдоль побережья.
Что неприятно поразило,это следы прошедшего несколько лет назад цунами, унёсшего сотни тысяч жизней.
Восточное, южное и часть западного побережья острова были просто стёрты с лица земли, и эти раны плохо залечиваются. Никто не хочет покупать здесь землю и селиться на ней.
Мы проезжали на тук туке водоём вблизи моря, на котором установлен японцами памятник скорбящему Будде. Тогда, во время цунами, в этом месте погибло много японских туристов. Два года прошло со времени моего путешествия на Шри Ланка, многие моменты уже слегка подзабыты. Но теперь, во время написания рассказа статьи, появилось дикое желание опять попасть туда. Я не посетил еще семь(!) древних столиц, две из которых нельзя пропустить, не поднимался на пик Адама, который, по уверению мусульман, именно здесь впервые ступил на Землю. Не увидел древние дождевые леса, которых так мало на планете осталось. Не пообщался с первобытными людьми ведами — первыми хозяевами острова. Не был в Ратнапуре, всемирно известном центре по добыче и обработке драгоценных металлов, и даже не был в Коломбо, полуторамиллионной фактической столице Шри-Ланки. Поездка на остро Цейлон одна из самых замечательных в моей жизни, а ведь всегда хочется вернуться туда, где когда-то был счастлив.

P.S.: Остальные фотографии путешествия можно посмотреть здесь.

1 комментарий:

Olga комментирует...

С удовольствием прочитала весь рассказ :) такое впечатление, что сама побывала в стране. Спасибо!)