среда, 23 мая 2012 г.

Круиз вокруг юга Южной Америки и круизы вообще


Итак летучий голландец «Феендом» вышел из порта Рио-де-Жанейро, а я, разочарованный и измученный нашим активным туром, лёг спать под качку и вибрацию. Но утро вечера мудренее, а утро в Южной Атлантике тем более. Ярко светило с нашего балкончика южное солнце, и... ужасно хотелось есть. Разум напоминал о вчерашних разочарованиях, но в то же время не терпелось начать исследовать судно. В прошлом своём репортаже я забыл рассказать о «тренировке» перед отплытием на случай аварийной ситуации. Весь личный состав и пассажиров собрали на шестой палубе. Была прочитана лекция на английском без перевода, что делать и как поступать в случае бедствия. Мы из всего этого поняли только одно, что в случае опасности катастрофы надо бежать на шестую палубу и грузиться на мотоплоты, которые находятся на корабле. 

Впоследствии выяснилось, что палуба шестого этажа имеет ещё одно  весьма важное предназначение. По ней совершают променад, то есть прогуливаются и бегают,
но в первое круизное утро нам было не до этого. Мы искали, где бы поскорее позавтракать. Наш этаж был девятым, а самое популярное место приёма пищи оказалось на одиннадцатом. Это был банальный шведский стол с колоссальным выбором, глаза просто разбегались. Я, конечно, понимал, что уже через пару дней весь этот «ассортиментный перечень» надоест, но для первого раза всё было прекрасно, а ведь еда далеко не последний залог хорошего настроения. Радовало и то, что окружающий нас «пипл» был одет очень даже демократично
и вовсе не выглядел грустным. А вот качка присутствовала, и берегов видно не было. Вообще одиннадцатый этаж оказался в стратегическом отношении очень важным этажом. На корме находились два небольших бассейна и две ванны-джакузи.
Вокруг открытой бассейновой зоны были выставлены лежаки для принятия солнечных ванн,
причём ни одного свободного мы уже не увидели. Ярко светило южное солнце, и всем туристам хотелось побольше запастись его теплом перед переходом в антарктические широты, там ведь не позагораешь. В центре корабля на этом же этаже был расположен главный бассейн с сопутствующими аналогичными «кормовыми джакузными ванночками».
И здесь свободных лежаков не было, видимо на этом корабле  необходимо пораньше вставать и бежать занимать места под солнцем. Красивый стеклянный купол над бассейном был полностью раскрыт,
что в остальные 17 дней круиза было ещё всего раза два или три. Тут же на сооружённой эстраде гремела  «живая музыка»,
старички играли в пинг понг, а женщины активно скупали майки с эмблемами круизной компании. Ближе к носу корабли расположилась большая спа. Кушетки для проведения  дорогостоящих корабельных массажей оставались пустыми на протяжении всего круиза, а вот бесплатное тренажёрное оборудование никогда не пустовало.
Следующий 12-й этаж также был «отдан спорту». Там находились волейбольно -- баскетбольная площадка
и теннисный корт. Был ещё 13-й этаж, небольшая надстройка для  «маленьких»,
но детей в этом круизе не было.  Вот там то я впервые и обнаружил  моих загорающих и активно отмечающих наступление первого дня путешествия соотечественников, не пустовать же 17 суток не самой плохой части корабля. Девятый и десятый этажи были отведены под дорогостоящие каюты, а вот на седьмом и восьмом уже в эти предобеденные часы кипела жизнь.
Здесь находились магазины, библиотека, компьютерный салон, многочисленные бары, несколько ресторанов, казино и театр. Здесь же мы встретили в наше первое утро на корабле Александра Панченко. Он сразу узнал своих клиентов, да и я сразу догадался, что перед нами наш турлидер. Говорят, что Александр Николаевич личность легендарная. Этот человек, владеющий семью языками, облетал, объездил и обплавал весь мир. Более двадцати лет он почти половину года проводит в круизах, причём сам разрабатывает программы экскурсий , методики общения с туристами и «политзанятия» с ними.  Уже на первой встрече с Сашей стало понятно, что русскоязычной группе крупно повезло. В нашем турлидере были все главные черты, необходимые для его полного счастья туристов во время путешествия — знания, уверенность в себе, реализм и доброжелательность. Почти каждый день Саша собирал  группу в лекционной комнате и рассказывал о тех местах, которые ждут нас на маршруте. Это было интересно и ненавязчиво, да и вылазки на берег проходили достаточно понятно и чётко,
и, если и были некоторые накладки, то только не по вине господина Панченко. Я уже писал, что при желании можно было заказать на корабле или по интернету экскурсии более интересные, но, во-первых, ценник там был бы другой, и это, наверное, многих бы не устроило, а во-вторых, мы же не были на тех других супер экскурсиях, может они были хуже наших. Русских на корабле оказалось человек пятьдесят. Подобные группы были у немцев, гавайцев, американцев, испанцев. У организованных туристов была  важная привилегия, они могли раньше других покидать корабль, а на берегу их всегда  ждали автобусы. На первой встрече Саша ознакомил нас в общих чертах с тем, как вести себя на корабле и во время стоянок. Это было очень важно, особенно для меня и Дорогой Елены, ведь в отличие от большинства наших туристов мы были совершенно не готовы к особенностям морского путешествия. Коротко хочу рассказать об истории этого популярного туристического направления, а также, как нужно готовиться к подобной поездке,  какие проблемы могут во время  круиза возникнуть. Почти год назад я описал своё автомобильное путешествие по испанскому острову Майорка и там рассказал об  основоположниках мирового туристского движения великих любовниках начала девятнадцатого века писательнице Жорж Санд и музыканте Фредерике Шопене. Их корабль был ещё не круизным, а обычным рейсовым, правда, открывавший новый маршрут. Возможно, что как раз эти знаменитые французы впервые и зародили у предприимчивых людей мысль, что на людях, которые отдыхают или путешествуют, можно зарабатывать огромные барыши. Примерно в это же время многомиллионный поток переселенцев двинулся на американский континент и, конечно, для этого понадобились специально приспособленные для перевозки эмигрантов суда. Возникло несколько крупных корабельных фирм — перевозчиков, среди них постепенно развилась бешеная конкуренция, ведь дело это было весьма прибыльным. За сто с небольшим лет морским путем было перевезено около ста миллионов «новых американцев». К слову сказать, перевозкой эмигрантов, конечно, уже не в таких объёмах, некоторые компании продолжают заниматься и в наше время. Уже тогда, в девятнадцатом веке, конкуренция подразумевала улучшения в сервисе, корабли становились больше, богаче и удобнее. В перевозках эмигрантов имела место сезонность, а бизнес есть бизнес -  построенный корабль и набранная команда не должны простаивать. Вот тогда предприимчивые англичане и придумали прогулочные круизы, сначала в 1835 году в Исландию,  а в 1844 году по Средиземноморью.  Ну а потом пошло-поехало. В 1900-м году было построено первое специальное для круизов судно. Во времена мировых войн круизные лайнеры превращались в плавучие госпитали. В 1970 году был построен первое современный круизный корабль,  целый плавучий город с мощной системой развлечений. В наши дни океаны, моря, реки и озёра круглогодично бороздят тысячи круизных кораблей, сотни из них  суперсовременные. Когда мы жили в СССР, то и у нас был круизный флот. Хабаровчане моего возраста наверное помнят амурского красавца «Ерофея Хабарова»,
а может даже и плавали на нём до Николаевска-на-Амуре и обратно. Ну а кто помоложе, наверняка застали «гордого иностранца» с модным тогда названием «30 лет ГДР».
Были в нашей стране и морские лайнеры, ходившие по маршруту «Владивосток  -  Петропавловск-Камчатский», с заходом в Ольгу, Совгавань и Холмск. Где теперь всё это... Я не поленился «полазить» по интернету. Оказывается, что амурских ветеранов «Ерофея Хабарова»
и всех остальных, всю знаменитую амурскую круизную флотилию ждала страшная судьба.  Теплоходы эти были выстроены в СССР  в начале шестидесятых годов и ходили они не только по Амуру, но и по всем главным рекам страны. Ещё небольшая партия речных теплоходов, пришла к нам из ГДР в начале восьмидесятых, отсюда и название  «30 лет ГДР» у амурского флагмана. В это же примерно время талантливыми советскими учёными были запланированы реконструкции всей партии кораблей, но она не состоялась, умирающей стране было не до этого. Но вот появилась новая Россия, и на основании сделанных чертежей решено было преобразовать корабли в Китае, с которым к тому времени россияне стали плотно сотрудничать.  В лихие девяностые наша страна активно разворовывалась, но, если можно так выразиться, были в этом и положительные моменты, например, именно в те годы  обретал свой нынешний облик наш любимый город. Вот и корабли решили преобразить на харбинской верфи. А платить за реконструкции отказались, так наши лайнеры там и бросили. Спас восставшие из пепла теплоходы сам Ельцин во время своего исторического визита (отдача китайцам Тарабаровых и Большого Уссурийского островов). Нашего первого президента спросили на самом высоком уровне: «Когда же наконец Вы «бабки» за ремонт кораблей вернёте, нам то зачем Ваш древний речной хлам?» Ельцин ответил в своей манере: «Денег не дам, у меня, понимаешь, ещё Березовский с Абрамовичем и Прохоровым не накормлены. Может новенькими военными вертолётами возьмёте? Их у нас как раз навалом, для войны с Китаем строили, а теперь они зачем? Мы ведь теперь, понимаешь, друзья!» Китайцы к тому времени уже начали привыкать  к странностям своего северного соседа и, выторговав очень большое количество полноценной военной техники, амурскую флотилию вернули, после чего у нашего «краснознамённого» пароходства возникла новая головная боль, ведь теплоходы надо было как-то содержать, придумывать какие-то круизы, а это для новых русских было очень сомнительным бизнесом, они уже привыкли зарабатывать, мягко говоря, «по-другому», и самый простой пример тому,  туристические поездки до деревне Фуюань,
обходящиеся «не кирпичу» дороже, чем полёт в Пекин и назад. Но всё же некоторые хабаровские турагенства решили попробовать старый-новый бизнес. Фирма Вояж сумела привлечь двадцатку истинных германцев «запенсионного» возраста, прибавила к ним немного россиян, и получился неплохой тур, очень здорово описанный хабаровскими журналистами. Ну а дальше круизы по Амуру прекращаются из-за...эпидемии атипической пневмонии, такую запись прочёл я в интернете. Единственно, куда остались годны амурские красавцы, это на проведение в летнее время на их территории летних детских оздоровительных лагерей, да ещё изредка  проводились двухдневные вылазки в выходные до Сикачи-Аляна и Елабуги. В последующие годы о нашей круизной флотилии сообщений не поступало, вплоть до октября 2010-го. Тогда и пришли роковые строчки: « Ерофей Хабаров идёт в свой последний круиз!» Это новое руководство Амурского пароходства, дождавшись пика цен на металлолом, отправило ещё живых, в хорошем техническом состоянии, ветеранов на смерть( переплавку) в город Комсомольск на Амуре.
И это при том, что братья-погодки наших теплоходов успешно продолжают свою туристскую жизнь на Волге и на Доне, принося много приятных часов многочисленным туристам и немалые барыши своим владельцам.  А у нас из дюжины теплоходов остался только «Василий Поярков»,
но и он выставлен на торги в этом году всего за четыре (!) миллиона рублей. Я бываю во многих странах мира, и всегда приятно наблюдать корабли прошлого, стоящие  памятниками на причалах. Видимо наши многострадальные суда этого не заслужили...кроме одного, уже упомянутого «30 лет ГДР». Его после реконструкции просто отказались забирать из Владивостока, где он гнил, пока не был продан за гроши в южнокорейский город Пусан, где его превратили плавотель, но и этому теплоходу, переименованному сначала во «Владимира Арсеньева», а потом ещё как-то по корейско-американски, повезло не больше других. В один из штормов он перевернулся,
после чего тоже был разобран «на дрова». Вот такая жестокая судьба у амурского туризма, а я так и не побывал в увлекательном речном путешествии до Николаевска-на Амуре, заменив его на автомобильное. Выходит, что самые отсталые страны мира типа Бирмы и Лаоса зарабатывают на туризме, а мы нет! А  современный дальневосточник осваивает пока зарубежные круизные путешествия. Вот я, например, начал это дело только в 2012 году и сразу же «заболел новым видом спорта». Для людей низкого и среднего достатка круизы пока экзотика, даже по Средиземному морю, а последние пожары и крушения вообще многих отпугнули. Но всё равно за водными путешествиями будущее. Слишком много преимуществ. Вещи на себе не носить, пыли нет. Каждый день новая страна, новый порт. Суперпитание опять же! Романтика. Когда я смотрю сайты с круизами, то весь загораюсь. Жаль, что нельзя объять необъятное. Поискав корабельные путешествия в Арктику (почему-то меня с детства влечёт именно туда), я только за один сезон насчитал около тридцати морских путешествий. А ведь есть ещё новогодние поездки на ледоколах! Судьба свела меня с московской фирмой Виа Марис, и как консерватор, я теперь в первую очередь смотрю, какие путешествия предлагают они, тем более что девушка Светлана, помогающая мне выбирать туры, много лет прожила в Хабаровске и знает мою музыкально - аппаратурную фирму КИО (чуть-чуть приятная была неожиданность во время нашего знакомства по телефону). Была бы возможность, я бы с Виа Марис ещё раза четыре в этом году сгонял. Чего стоит только одно путешествие из Амстердама с заходами в Норвегию с её фьордами, Англию с её  Шетландскими островами, Исландию с её вулканами, Гренландию с её айсбергами и Канаду с её Лабрадорами и Ньюфаундлендами, заканчивающееся скромно и со вкусом в городе Нью-Йорк. Такой тур не дешёвое удовольствие. Нужно изрядно потратиться, и будет очень обидно, если неправильно выбраны корабль, каюта, время года, одежда и так далее. Поэтому к круизу нужно тщательно готовиться теоретически.  Есть морские путешествия и не очень дорогие. Даже на нашем «летучем голландце» были уникальные случаи экономии. Так одна семейная пара сумела купить авиабилеты до Южной Америки и обратно всего по 13 тысяч рублей. Другая семья ( муж, жена и дочери — старшеклассницы) жила вчетвером в одной каюте на одном из нижних «бюджетных» этажей. Да немного неудобно, но ведь только ночь в каюте, остальное время на корабле, а там нет разницы, в «сюите-люкс» ты живёшь, или в машинном отделении, на тебе ведь не написано, и талончики на завтрак не выдают, как в Тайланде!  Есть в планировании круизов и свои сложности. Вот Вам один пример. Когда Саша Панченко рассказывал о том, какие путешествия он в качестве турлидера планирует, я «загорелся» новогодней кругосветкой. Выглядела она следующим образом: Хабаровск — Гонконг--Лос-Анжелес -- Сантьяго де Чили( это самолётом), а сам круиз это остров Робинзона ( человек с таким именем существовал на самом деле, только был он разбойник), остров Мауи или Пасхи (гвоздь программы), другие очень известные острова в Тихом океане, принадлежащие Франции и финал-два дня на Таити, откуда самолётом через Новую Зеландию домой. Совершенно новое судно(это очень важно), где количество персонала почти такое, как количество туристов! На этот раз я мог бы путешествовать только один и поэтому стал лихорадочно подыскивать себе пару через интернет (весьма рискованное это дело, туристы бывают разные -- дальше я напишу об этом, но уж слишком дорогим оказалось одноместное проживание). Ничего у меня не вышло. Основной причиной, отпугивающей большинство, оказалась полная предоплата чуть ли не за год вперёд. Но уже пару месяцев  ни одного места на этот очень дорогостоящий круиз не было! Вот такой спрос в мире на экзотические морские путешествия! Какие ещё преимущества у круиза? Для меня чуть ли не на первом месте стоит свежий воздух. Именно поэтому я в своём первом круизе заказал и буду в будущем заказывать каюту с балконом. Все 17 дней у меня было прекрасное настроение, может только за исключением дня рокового нападения на нас в Монтевидео, но об этом позже. Ещё меня не покидал восторг от того, как далеко я забрался. И, наконец, расскажу о «внутрикруизных» проблемах. В интернете я нашёл девять правил сохранения здоровья в круизе и попробую на основании их(разумеется в своей интерпретации, я стараюсь плагиатом не заниматься) помочь начинающим круизёрам подготовиться к путешествию.
1. «Вошь ё хэнд, вошь ё хэнд», с утра до вечера неслась на Феендоме с корабельных радиоприёмников ненавязчивая песенка. Да, первое правило на корабле это постоянно мыть руки. Корабль американский, а американцы люди чрезвычайно практичные и зря так часто напоминать об этом не стали бы. Установки для мытья рук самого разного вида расставлены были по всему лайнеру,
да и не попадёшь на него, пока не протрёшь руки асептическим раствором, который подают каждому входящему.
Продукты на корабль также заносить запрещено. Мне почему-то вспоминались фантастические романы о гибели цивилизаций из-за каких-то микробов, а также повальные эпидемии среди индейцев при общении с белыми людьми в прошлые века. На корабле собрались разные люди со всего мира. Находятся они компактно. На каждой стоянке корабля все пассажиры сходят на берег. Жара. Очень большая опасность возникновения эпидемий! А если ещё вспомнить, что мы только летели больше суток чистого времени из севера и зимы на юг и в лето, то про иммунную защиту организма можно забыть. На пути в Буэнос Айрес нас обогнал корабль (конечно же это была Коста!), на котором от пищевого отравления скончалась туристка. Так что мытьё рук, безусловно, первое правило.
2. Пить воду. В наши дни этой рекомендации придают очень большое значение. Всегда носите воду с собой, особенно в жарких странах. Вода самое лучшее лекарство при всех болезнях. Я бывший врач и знаю, что главное в любой капельнице не лекарственный препарат, а вода. Особенно важна вода, когда параллельно принимаешь алкоголь (без которого круиз не круиз!). Само собой вода должна быть не какая попало. Нельзя принимать в сомнительных местах лёд и очищенные фрукты. Все эти проблемы могли возникнуть именно при сходе туристов на берег, поскольку вода и продукты на нашем «премиум корабле» были высочайшего уровня.
3. Борьба с «джетлаг», то есть с синдромом смены часового пояса,  очень негативно влиящей на организм. Советуют заранее, ещё дома, перейти на сон и часы приёма пищи в тот пояс, куда человек собирается лететь. Только как в реальности можно себе это представить? После перелёта рекомендуют как можно больше спать в первую ночь. Снотворные принимать не советуют, так как в этом случае организм вообще «теряется во времени и пространстве». Главное же лекарство это свежий воздух. А мы спали с закрытым балконом. Что поделаешь, моя попутчица боялась шума океана!
4. Защита кожи. Обязательно нужно иметь с собой дорогие защитные крема, не жалеть их и не лениться мазаться. Кожа главная защита организма, а она у нас попала в круизе в очень сложную ситуацию. Каждый день менялся климатический пояс. Если с «Тайландами»  всё более-менее понятно, то в Америке климат совершенно иной. Мы запаслись хорошими кремами,  они помогли нашим самочувствию и настроению.
5. Правильное питание. На корабле премиум класса навалом самой разнообразной «жвачки», причём неважно, день это или ночь. Александр Николаевич заметил во время нашей вводной беседы, что с перееданием легче справиться тому,  у кого сильные руки. Такой человек всегда сможет отодвинуть от себя набранные им на шведском столе жиры, углеводы и белки. Хочу добавить несколько простых советов из своей практики борьбы с лишним весом (я иногда побеждаю, но противник очень серьёзный!). Питаться желательно строго по часам, не брать еду в каюту, даже фрукты, не увлекаться сладостями и мороженым, и, самое главное, не есть то, что не очень вкусно. Мы ужинали не в ресторане, где шведский стол, а ходили в дорогой «бесплатный», хотя для этого каждый вечер приходилось тщательно одеваться. Там, в «Роттердаме», «к сожалению»,  всё было вкусно, поэтому мы всё же «не похудели». Ещё нас добивали сходы на берег, особенно в столицах южноамериканских стран. Ведь именно в этой части света готовят самое вкусное мясо в мире!
6. Морской болезни Дорогая Елена накануне круиза боялась больше всего, и это действительно оказалось проблемой. В теории есть несколько вариантов борьбы.  Мы их все изучили перед путешествием, не придя в итоге ни к каким решениям. Таблетки и браслеты, пластыри и натирания. Чего только не придумает современная фармакологическая наука, чтобы заработать лишний доллар (раньше говорили, лишнюю копейку). Александр Николаевич Панченко посоветовал самое верное лекарство - пятьдесят граммов коньяка, правда при этом не уточнил, через какие промежутки принимать это народное средство.
Когда начался реальный шторм, я переспросил Сашу, может увеличить дозу знаменитого французского препарата «Хеннеси», на что он ответил, что сам перешёл на таблетки, которые давали на ресепшн. Таблетки лучше пить заранее, пока морская болезнь не развилась, что мы и сделали. Даже при восьмибальном шторме(нам повезло - увидели настоящую стихию!) таблетки нам помогали. Правда при этом очень хотелось спать, но горизонтальное положение тоже помогает бороться с недомоганием во время настоящей качки. Да и куда пойдёшь, когда всё кругом падает, и сам падаешь. Лучше такой шторм переждать лёжа на прекрасной мягкой кровати, ведь всё равно он когда-нибудь закончится. Помогает ещё свежий воздух,  но даже до нашего девятого этажа доходили обильные брызги ( волна была не менее десяти метров!), поэтому приходилось балкон закрывать. Несмотря на отсутствие дождя весь балкон был залит. Короче говоря, с морской болезнью мы справились и больше её не боимся. Но случилось другое, после чего мне теперь для нового морского путешествия надо искать другого попутчика или отправляться одному, сильно переплачивая за «одноместность». В первую ночь нашего «идеального шторма» мне приснился сон, что где-то недалеко жалобно воет маленькая собачка. Я проснулся и увидел, что скрючившись у самой двери в коридор, плачет горькими слезами моя Дорогая Елена. Мне пришлось её насильно уложить и удалось как-то успокоить. Это была совершенно другая болезнь с названием «боязнь моря» и заключалась она в страхе, что корабль не выдержит шторма и утонет вместе с нами. Я  хоть и врач, но не психотерапевт и не знаю других способов лечения этой болезни, кроме как приёма больших доз алкоголя, но это противоречит следующему правилу.
7. Нет алкоголю на судне!  Сами понимаете, что это невозможно. Приведу  только пару примеров, что бывает. Перед нашим круизом был круиз, в котором один русский просто с первого дня заперся в каюте и не выходил из неё. Было только видно, как шныряли туда официанты. А в последний день человек всё же вышел и выбросился за борт. Поймали. Как рыбу. Второй пример вроде бы не особенно показательный, но он был на наших глазах. Был у нас «одиночка», которого все звали «полковник». Добродушный такой рослый, в годах(но не старше меня) мужчина из Питера с лицом типичного сероватого цвета. Я не видел его сильно пьяным, но и трезвым не видел. Почти всегда он был весёлым и только раз, насколько мне известно, сорвался, нагрубив, ни с того ни с сего, моей Дорогой Елене в моё отсутствие. Когда я на следующий день пытался «подтянуть его за базар», он даже не мог понять, о чём речь. В принципе ничего особенного, «полковник» где-то даже помогал нашему веселью, купаясь в любую погоду, в любой температуры воде. Иностранцы каждый раз бывали этим шокированы, пока не узнавали, что это купается русский. Наш герой никогда не расставался со своей военной фляжкой, даже в воде, и спрашивал регулярно лишь о том, где можно пополнить запасы водки. Я же теперь всегда помню, какой мне может попасться сосед по каюте. Ну а мы с Дорогой Еленой выпивали каждый вечер, и это было в радость.
Я пил белое вино, Лена красное. В ресторане, на нашем балкончике, в каютах корабельных друзей, ну и естественно, в многочисленных барах лайнера,
и когда выходили на сушу, но слегка пьяными были лишь в последний вечер на корабле,  тогда больше обычного покачивались в такт волнам все пассажиры. Вообще я убеждённый трезвенник и когда выпиваю, на мне внешне это не отражается, и настроение моё особо не повышается, но в круизе алкоголь почему-то приносил радость. Во время стоянок мы вдоволь напробовались чилийских и аргентинских вин,  почему-то обоим понравились только аргентинские. Крепкие напитки на борт проносить запрещались, а вина можно было, и мы этим активно пользовались.
8. Борьба с гиподинамией. 17 дней почти безвылазно быть на судне это почти гарантия добавки ещё нескольких килограммов лишнего веса. Кроме уже обозначенных мною утренних пробежек, занятий спортивными играми и максимального использования стоянок корабля для пеших прогулок важно было остальное время тоже двигаться.Лучший вариант это посещение дискотеки, плюс мы ко всему прочему полностью отказались от пользования лифтами на судне, а десяток раз в день преодолеть пешком десяток этажей это уже что-то.
9. Говорить правду и не нарушать корабельные правила. Имеется ввиду, что если ты например заболел чем-то похожим на инфекцию, нужно обязательно сообщить властям корабля. К счастью, нас это не коснулся. Вообще я лишь раз нарушил правило, перелез через бортик в районе бассейна, никому при этом не помешав и не создав опасную ситуацию, но ко мне сразу подбежали двое «местных» и сделали замечание. Значит за всеми пассажирами постоянно наблюдают. В этом же последнем пункте я хочу написать об, на мой взгляд, основной опасности подстерегающей туриста во время выхода с лайнера на берег. Все семнадцать дней единственным нашим документом была корабельная карточка-ключ, она же была нашим пропуском с корабля и обратно на корабль, а также паспортом. Представляете, если с такой карточкой остаться в чужой стране, да ещё без знания языка, а ведь можно и заблудиться, и в пробку попасть. Корабль ведь ждать не будет!
Но возвращаюсь к нашему времяпровождению на лайнере. Перед круизом мы всё не могли представить, чем же на корабле с утра до вечера заниматься, особенно если судно несколько дней идёт без остановок по голому океану. Я уже упоминал о лекциях и о том, что наших соотечественников было достаточно много, и уже после первой встречи мы все знали друг друга в лицо. Русских  мы встречали, передвигаясь по судну, чуть ли не каждую минуту. Россияне как-то умудрялись быть одновременно везде - в барах, ресторанах, на экскурсиях и на спортивных площадках корабля, ну и, конечно, в корабельных дьютифришных магазинах. Захотели мы, к примеру, недорогие женские часики прикупить, но пока собирались, а их уже и нет на прилавке. Пьём вечером в баре, а они уже вон где — на запястье одной из наших. А уж если в сауну зайти, так там только русские. Но были на корабле места, где россиян можно было увидеть крайне редко. Это библиотека, интернет-салон, фитнесс зал, комнаты для занятий гимнастикой и йогой, а также географические, кулинарные, танцевальные и прочие клубы. Русским, как всегда, мешало незнание английского языка. Я конечно иногда расстраиваюсь, что не могу за границей объясниться и за счёт этого получить все те блага, что даёт общение. Но, с другой стороны, незнание языков выделяет россиян, делает их особенными, а иностранные туристы и обслуживающий персонал за двадцать лет плотного общения с русскими начали к этому постепенно привыкать и...потихоньку учить русские слова, что и требовалось доказать. Если гора не идёт к Магомету, то...сами понимаете. Вот пусть дальше русский и учат, хотя бы до тех пор, пока у россиян есть деньги. Было очень приятно видеть ежедневную корабельную газету на русском, русское меню (и это в далёкой Патагонии!), а когда мы выходили из каюты, обслуживающий персонал (филиппинцы и индонезийцы) встречал нас с улыбкой до самых ушей, а также словами «доброе утро» вечером и «добрый вечер» утром. Я всё больше убеждаюсь, что во всём мире отношение к моим соотечественникам хорошее. Наверное, это связано с тем, что русские, в отличие от американцев, англичан и немцев, почти никогда не ставят себя выше других наций. Люди малых народностей и из так называемых развивающихся стран  очень тонко чувствую искренность русских улыбок, и это действует лучше любых чаевых. Да и мне выгоднее просто обнять балийца
или вьетнамца, чем дать ему денег (это шутка, я и обнимаюсь, и чаевые даю). Первое время российская группа казалась нам разобщённой массой, но шли дни, и начали появляться друзья.
Этому помогали совместные занятия различными видами спорта, включая алкогольный. К сожалению, странники (странные люди, мягко говоря) среди нас были, и все они были  туристы - одиночки, активно пытающиеся вклиниться в дружные ряды туристских семейных пар, или по тяжёлой достающие русскоязычных гидов, барменов и вообще всех вокруг. К счастью, таких было всего двое-трое, лично мне они почти не мешали, но я не мог не видеть их вычурных действий, и мне было тяжело сознавать, что по их поведению люди из других стран могут плохо думать о моей Родине. Судно же наше с каждым последующим днём нравилось нам всё больше. Мы перебывали в каждом из пяти ресторанов,
но всё же остановились на главном, двухэтажном,
и я не ленился каждый вечер одевать туфли, галстук, рубашку и костюм.
Такая форма одежды была не у всех наших. На судне давали напрокат смокинги, но я не видел в этом одеянии ни одного соотечественника. Доходило до того, что жена ужинала в «Роттердаме», а муж шёл на шведский стол. Блюда в нашем любимом ресторане были очень изысканны. Мы не выдерживали и брали их по 4-5, причём каждый свои, чтобы не повторяться и попробовать всё. Слава богу, порции были небольшими, но всё равно приходилось отказываться от десерта, просто уже не было сил. Каждый день ассортимент блюд менялся процентов на восемьдесят. Посещения ресторана стали одними из самых запоминающихся моментов круиза. Ужин начинался ровно в 17-45, а после него мы начинали свой локальный круиз по кораблю, его кафешкам, где болтали с соотечественниками и слушали живую музыку.
Голоса у корабельных певцов были замечательными, а в их репертуаре преобладали произведения, известные в мире по исполнению таких певцов, как Билли Джоэл, Элтон Джон, Элвис Пресли и, конечно же, Beatles. Обстановка соответствовала почтенному возрасту публики. Была на судне и дискотека. Она располагалась на 12-м этаже на носу корабля, но звук,  репертуар, и организация были на достаточно низком уровне. Ежедневно в двухэтажном театре корабля проходили представления на английском языке.
Иногда это было очень интересно для нас, например, мюзиклы или перепевы всемирно известных опер и оперетт, а также произведения  вечно популярных рок групп Queen и Pink Floyd. На первом и последнем представлениях были организованы бесплатные фуршеты, этого мы не могли пропустить! Перед нами выступало всё руководство круиза во главе с капитаном корабля.
Кроме всего этого нам сытым и умиротворённым, доставало непередоваемое удовольствие просто бродить по судну
и наслаждаться дорогими и со вкусом подобранными картинами и скульптурами.
А по утрам мы выходили на пробежку по шестой палубе, но очень быстро эта утренняя физкультура, где русских не было, была нами заменена на волейбол, в который мы играли через сетку аж по три раза в день.
Вот уж там были только россияне, причём играли и в ветер, и в холод. Так называемые водные развлечения-- купания и принятие  солнечных и воздушных ванн возле бассейнов, плюс посещение сауны тоже разнообразили наш досуг. Особенно приятно было погружаться в горячие джакузи – ванны на корме корабля, когда мы стали приближаться к антарктическим широтам. К естественному холоду прибавлялся ледяной пронизывающий ветер. Мы, когда вылазили из ванны, громко стучали зубами от холода, а многочисленным «иностранцам» не понять было нашего восторга. Каюту свою мы быстро полюбили, персонал (только мужчины) убирал её по несколько раз в сутки. Заботливые уроженцы юго-восточной Азии каждый день сворачивали полотенца по-разному, и регулярно мы видели всё новых, любовно сделанных, зверьков.
Вечером к  скрученным полотенцам добавлялись маленькие плиточки шоколада,
и это было весьма кстати – мы вспоминали про свои запасы вин и ещё откладывали на часок наш сон.
Первые дни нахождения в океане были потрачены на акклиматизацию, изучение судна и адаптацию к особенностям корабельной жизни, но мы с огромным нетерпением ждали первой остановки в легендарном Буэнос-Айресе. К конце третьего дня волн почти не стало. Корабль вошёл в гигантскую реку Плата (Рио Плата), ширина которой более двухсот километров, а вот глубина небольшая, и « водно-дорожным службам»  постоянно приходится заниматься углублением фарватера. Вода с каждым часом меняла цвет, становясь всё более тёмной и мутновато-грязноватой(так нам казалось).
Показались берега. Последнюю перед первой остановкой ночь мы спали уже с открытым балконом, наслаждаясь дыханием океанского бриза. Под утро я проснулся от того, что что-то изменилось. Корабль стоял, а мимо него буквально в двух метрах туда-сюда шныряли самые разнообразные на вид суда. Очень долго мы практически не двигались. По расписанию судно уже давно должно было пришвартоваться. Среди пассажиров начали распространяться самые различные версии неожиданной остановки, основанные в основном на интернетовских просмотрах. Капитан упрямо молчал. Забегая вперёд скажу, что мы ещё хлебнём с ним если не горя, то проблем и разочарований. Основных версий было три. Первая, это на одном из круизных судов возникла эпидемия не то холеры, не то чумы (конечно подразумевался корабль компании Costa!). Вторая версия - началась новая война между Аргентиной и Великобританией, и корабли стран НАТО (а наш корабль, напомню, шёл под флагом США), больше не пускают в порты Латинской Америки. Третье предположение-- в столице Аргентины перевернулась электричка, и все до одного пассажиры погибли. В итоге причины, того, что нас обогнали все круизные суда, бывшие далеко сзади, а мы опоздали на семь часов, и вся наша береговая программа в культурной столице Южной Америке была скомкана, мы так и не узнали, а на берег выгружались в полной суматохе и без какой-либо системы. Но так или иначе мы были на родине танго, надо было этому радоваться, и у нас это получалось.
 В следующем номере я расскажу об удивительной стране Аргентине и двух особенных изумрудах в этом ожерелье, столице Буэнос-Айресе

и самом южном городе мира Ушуайя, об аргентинских пампасах, удивительной стране Патагонии, мрачном мысе Горн, знаменитых аргентинских ковбоях гаучо, об истории освоения этой страны и её несостоявшейся провинции независимой и активно развивающейся стране Уругвай и о вечной проблеме взаимоотношений Аргентины с Англией Фолклендских или, как их раньше называли, Мальвинских островах, куда мы так и не попали из-за нашего осторожного капитана.
Продолжение следует...

2 комментария:

Irina Sergeeva комментирует...

Григорий, с огромным удовольствием прочитала все 3 части Вашего рассказа. С нетерпением жду продолжения!
Кстати, я сама заболела туром, о котором Вы упомянули (Чили-Остров Робинзона- остров пасхи - Таити), но скорее всего на этот новый год мы его пока не потянем. так что, если Вы попадете туда раньше нас - обязательно напишите отчет, это будет потрясающе интересно!

Unknown комментирует...

спасибо,только сегодня увидел Ваш комментарий, но я уже охладел к круизам