вторник, 18 декабря 2012 г.

Путешествия по Китаю

Покорение Шаньдуна

Я продолжаю рассказ о необычной дружбе с моей Харбинской подругой Сяень по-китайски или Машей по-русски. Наша новая встреча состоялась в августе этого года. Очередная неделя интенсивных Харбинских массажей и тыквенной диеты дали небольшой эффект. Я стал «шоуд» или похудел по-китайски, а мой живот из «тада» (большого) стал поменьше –  «сяола», как говорили мне китайские массажистки.

Оставалось ещё десять дней, которые можно было посвятить пляжному отдыху в сочетании с изучением какой-нибудь новой для меня  области Поднебесной.
Прогноз погоды на ближайшие дни был неутешительным. По всему Азиатскому побережью бушевали тайфуны, солнце из-за туч на интернетовских картинках практически не проглядывало. А  было это в конце августа 2012 года, хотелось загорать и купаться. Я рискнул остановиться на посещении провинции Шаньдун, где уже успел побывать 15 лет назад, но только в городе Циндао. Воспоминания о пребывании в этой бывшей германской колонии были весьма смутными и малоприятными –  серое небо, мерзко моросящий осенний дождь, несмотря на середину июля, вид из окна зашарпанного трёхзвёздочного отеля на грязное море с тысячами чёрных китайских голов, собирающих по утрам во время отлива какую-то послеотливную дрянь. До сих пор помню долгую дорогу с мучительным трафиком (тогда ещё мы не знали это слово) к святой для китайцев, почитающих даосизм, горе Лаошань, подъём на неё, пляж у подножья горы, очень чистое для китайского побережья море и гонки двух совершенно разных по виду и значимости животных.  Двугорбого полузамученного верблюда погонял мой  попутчик господин Зеленских, а обычную маленькую лошадку придавливал своими ста килограммами я. Победил я. Бедная лошадь, видимо, поняла, что чем раньше она придёт к финишу, тем быстрее я с неё слезу. Витюша пришёл вторым, что тоже было неплохо для биробиджанского верблюжьего наездника. Недовольным был лишь верблюд ( точнее «верблядь» –  особа женского пола), после забега обильно плюнувший, к счастью, не в нас, а в толпу загорающих китайцев. В памяти остался сам город Циндао, огромный пустой мегаполис-новостройка. Интересно, сейчас, спустя 15 лет, заселился ли этот город-призрак, как мы его тогда назвали? Рядом с незаселённым сити был парк аттракционов. В последние годы они меня уже не интересуют, тогда же в молодости... я выбрал самую высокую из американских водных горок, и...мы пустились вниз. В глазах Дорогой Елены был ужас, её крики с не совсем цензурными словами до сих пор я слышу, но... это помогло мне справиться со своим страхом.  В этом году в описываемом туре я Циндао проигнорировал, хотя бы потому,что самый грандиозный в Азии ежегодный августовский пивной фестиваль, проходящий в этом городе, к тому времени уже закончился. Но «циндауское» пиво сопровождало нас на протяжении всего пути, в сочетании с  другими китайскими пивными брендами, именно в этой части Китая варят лучшее в Азии «пийё»(пиво по-китайски). А прилетели мы на северо-восток Шаньдунского полуострова, в Янтай, «город яблок», как впервые в прессе нашего города представил его лет десять назад хабаровский журналист Саша Филимоненко. Прилетели мы поздно вечером, когда было уже темно. У нас  оказалась неплохая «компашка», тр двоё русские и три китайца –  мы с Дорогой Еленой и семья нашей китайской подруги. Маша в последнюю минуту не решилась отпускать нас одних и полетела тоже, прихватив мужа и дочь. Выйдя из самолёта, мы были поражены смешанным запахом моря, хвои и каких-то южных трав. Лене это напомнило Бали, Маше Хайнань, (она кроме Китае пока нигде не была, только мечтает), ну а мне нашу Приморскую тайгу в конце лета. Встретил нас Машин друг, харбинец, работающий в одном из Шаньдунских городов в сфере строительства. Рослый китаец средних лиц с очень грубыми чертами лица всю дорогу жестикулировал и очень громко, как три «чайнамэна», разговаривал.
Час пути казался нам бесконечным, настолько мы устали от шума в машине, ведь при этом ещё и громко «играл» китайский рэп. Единственной радостью было то, что дороги в Шаньдуне классные, лучшие во всём Китае на сегодняшний день. Ли, так звали китайского друга, сразу предложил нам ехать в свой городок, но у меня был уже запланирован маршрут, тщательно подобранный по интернету. Информация в сети о провинции Шаньдун на русском весьма скудная, поэтому мне пришлось воспользоваться компьютерным переводчиком, который сделал доступной информацию на китайском, благодаря этому удалось построить примерный план поездки. Когда мы, уже почти ночью, добрались до первой остановки и вышли из машины, то Маша и Лена обе одновременно вскрикнули от изумления –  перед нами был настоящий дворец, весь в иллюминации,  я же уже видел в интернете картинку этого пятизвёздочного отеля в старом китайском стиле, построенного несколько лет назад. Невозможно было представить, что в абсолютной глуши, посреди темноты, мы повстречаем такое. Гостиничный  холл оказался настоящим музеем китайского камня,

причём на каждой вещи стояла цена, от пятисот до миллиона юаней ( кто не знает – умножьте хотя бы на пять, и получатся рубли), чем Дорогая Елена не преминула воспользоваться.
Реальное продолжение сказки было утром. Когда я посмотрел в окно, то увидел красивейшие дома-дворцы, пагоды,
пруд и плавающих в нём чёрных и белых величавых лебедей.

Я поначалу подумал, что это территория отеля, но парк оказался огромным современным комплексом, тоже недавно выстроенным, типичным новоделом. Позже мы узнали, что у отеля и парка один хозяин и поэтому один стиль. Для Машиной семьи парк интереса не представлял, ну а нам, вечером, на закате солнца, удалось  там погулять и сделать незабываемые фотографии

причём не только на закате
и вечером до
и после ужина,
но ещё и ночью

С другой стороны от нашего отеля было море.
 Пляж с песком и ракушками, допотопные рыбацкие лодочки, рыбаки с удочками на берегу и рыбаки в воде, напоминающие водяных из русских народных сказок.
Мы наблюдали очень распространённый в Китае вид  рыбалки –  китайцы бродят по шею в воде в очень грубых из непонятного дешёвого материала водонепроницаемых костюмах и ищут что-то там с помощью сачка. Я впервые увидел такое в Даляне много лет назад и очень удивился, ведь стоял декабрь, и вода в море была ледяной! Мы решили прогуляться по почти пустой набережной
и дошли до ещё одного комплекса красивых, сделанных под старину домов, расположенного на искусственно созданном полуостровке.
Внутри новодельных дворцов было уютно, красиво, но типично.
Подобных построек в Китае полным полно, но что удивительно –  посещаются они жителями Поднебесной очень активно, видимо те всё же видят в них какую-то разницу и активно фотографируют друг друга у пагод и камней с надписями. Европейских лиц в этих довольно симпатичных комплексах на фоне тысяч китайцев не было вообще, но при этом присутствовали надписи на трёх языках – китайском, русском и английском. Ещё там был бассейн с пятнистыми тюленями ларга, страшно и смешно кричащими.
Дальше по набережной уже ходили открытые автобусы, и мы доехали до стоящей на крутом берегу крепости.
Это и был знаменитый китайский терем Пэнлайгэ,
ради которого и приезжают сюда каждый год сотни тысяч китайцев.  Городок же, в котором мы остановились назывался одноимённо –  Пэнлай. За свою более чем пятитысячную историю китайский народ увековечил это место былинами, легендами и сказками, и причин тому несколько. Для древних китайцев Шаньдунский полуостров являлся краем света, за которым было только безбрежное море, но с множеством островов, в наше время их нетрудно посчитать – 32!. На острова эти, называющиеся одним словом Чандао, каждые полчаса ходят паромы
–  там прекрасные пляжи и также есть храмы, старые и новые архитектурные комплексы, но мы к сожалению в этом раз туда не попали – начинался шторм, и Дорогая Елена резко вспомнила про свою боязнь моря. Со скалы, на которой стоит терем, уже много веков почти каждое летнее утро сотни китайцев ждут уникальное явление –  морские миражи.
Появляются они по нескольким причинам. Это и встреча двух внутренних китайских морей и различных течений, и разность температур между морем и воздухом, которая почему-то именно здесь достигает десятка градусов по утрам, ну и наконец сами острова, которые удивительным образом вплетаются в картины миражей, появляясь в рассеивающемся тумане один за другим. А вот если смотреть с моря на терем, то его нижняя часть стоит на берегу, а верхняя как бы парит среди облаков.
Удивительное место. От центрального терема, окружённого очень оригинальными старинными постройками,

идёт канатная дорога,

заканчивающаяся в месте где соединяются два моря. Этому посвящён символический памятник - знак.
Провели мы в городке Пэнлай  три дня. Сходили в местную термальную баню (искренне не советую в данном случае повторять нашу ошибку – там очень примитивно,грязно, полно китайцев и ничего интересного).
Посетили самый большой в Азии океанариум. Грандиозное сооружение,
особенно изнутри,
но я откровенно не люблю такие заведения, как и зоопарки в их любом проявлении. Искупались в море без особой радости, увидели плывущую на нас «использованную» медицинскую резинку и больше в воду не заходили. Ну и, конечно, отведали местной кухни.
В основном это были морепродукты,

из которых я выделил бы суп из апполонариев,  по- нашему крупных гребешков, а вот то, что китайцы называют гребешками, это обычные каракатицы. На этом можно было бы закончить данную часть повествования, но я на свою голову нашёл в интернете рассказ одного российского священнослужителя, который побывал в этом месте, и очень красочно описал один ресторанчик, в котором в честь главной достопримечательности городка –  восьми святых, путешествующих по морю, небожителей.

По преданию, они, перейдя море, остановились на ночлег в тереме Пэнлайгэ. Всем посетителям ресторана дают за небольшие деньги восемь салатов, восемь различных видов морепродуктов и восемь видов чая. Там же подают удивительного вкуса мраморно-прозрачное мясо осла. Мы искали этот ресторан все три дня, но так и не нашли. Видимо щедрый хозяин этого заведения ко времени нашего приезда разорился. Следующей точкой путешествия был город Лункоу, расположившийся в получасе езды от Пэнлая.
Лункоу совершенно не туристическое место, если не считать современного историко-религиозного комплекса Наньшань, который нам тоже очень понравился. Почему-то про тамошнюю статую Будды пишут, что она самая большая в мире.
Совершенно это не так, но расположена статуя, конечно, высоко, и большинство китайцев считают своим долгом преодолеть 368 ступеней, чтобы добраться до её подножья.
Для меня и Дорогой Еленой это было «раз плюнуть», в ответ судьба подарила нам великолепные виды во все четыре стороны света, так как был необычайно яркий и солнечный для данной местности день.
Вообще сам комплекс прекрасен и расположен в чудном месте. Нам, несмотря на жару, было там очень даже комфортно. Кроме статуи Будды на огромной территории парка есть маленький чистенький ботанический садик в древнекитайском стиле, несколько музеев, где нам дали возможность побыть недолго руководителями Китая.

После этого мы посетили выставку нефритовых статуй во дворце, построенном в каком-то около индийском архитектурном направлении.
Залезть на иммитацию Великой Китайской Стены
уже не было сил. Удивительно, что туристы в парке в этот день практически отсутствовали. Обычно в Китае подобные комплексы возникают по решению страны, на её средства и являются государственной собственностью, но данные сооружения построил один очень богатый человек. Я запомнил  только название его огромного объединения «Наньшань групп». Чем только они не занимаются! 70% всех полотенец Китая производится здесь. «Наньшань групп» имеют свои отели, плантации винограда,
университет и даже собственную авиакомпанию. Поражает необычная для Китая чистота всего города Лункоу,
который 67-летним китайским олигархом практически выкуплен. Море (Бохайский залив) здесь тоже чистое, самое чистое из всех, где я Китае купался ( за исключением, конечно, Хайнаня). Есть в окрестностях Лункоу и свой город-призрак. Видя, как успешно идут дела у «Наньшань групп» и оценив экологию данной территории, китайские строительные фирмы начали здесь грандиозное жилое строительство. Буквально за несколько лет возник огромный суперсовременный жилой массив, но люди сюда переселяться не стали. Главной причиной этого был вышедший в Китае закон, запретивший жителям крупных городов покупать в этом месте квартиры-дачи. В итоге китайские строители обанкротились, кто-то из них даже покончил с собой. Это лишний раз подтверждает, что проблемы, не менее сложные, чем наши, есть и в  самых экономически  развитых  странах мира. Мой новый друг Ли тоже в этом году покидает  симпатичный, но мёртвый город. Самые яркие воспоминания остались у меня о тамошней кухне –  с какими новыми блюдами мы в Лункоу познакомились. Первый пир  Ли закатил нам прямо у моря.
Скромный пляжный столик ломился от самых разных свежайших морепродуктов, приготовленных безумно вкусно.
Китаец накормил нас ракушками, которые водятся только в здешних морях. На следующий день всем хотелось повторить пир на берегу, но я предложил сделать мясной день, и Ли, сделав предварительный звонок, повёз нас в какую-то скромную  кафешку в корейском стиле, где уже стоял накрытый стол.
Мясо было на редкость вкусным, и только когда мы уже поели, выяснилось, что это была отборная собачатина,
съеденная нами подчистую.
Я немного расстроился, кто-то мне рассказывал, что человека, хоть однажды испробовавшего данный продукт, собаки всю жизнь будут ненавидеть. Мы после обеда специально прошли мимо пары пёсиков, которые, к счастью, не обратили на нас никакого внимания.
Мне очень понравилось собачье мясо, но думаю, что больше я этот деликатес употреблять не буду, одного раза достаточно.
А к вечеру, после удивительной по своим впечатлениям прогулки по набережной городка

нас с Дорогой Еленой обуял страшный голод, и мы, не найдя во всём городе ни одного более менее приличного заведения, пошли в ресторан нашего пятизвёздочного и чуть ли не единственного на весь город отеля. Лена заказала камбалу, а я решился на лобстера.
Когда этого морского зверя торжественно принесли, то мне показалось, что нас обманули. Мяса лобстера не наблюдалось, а были какая-то трава, заливное и пустые причиндалы бывшего подводного «царя царей» в соевом соусе с разбавленным в нём вассаби. Не сразу догадались мы, что заливное это и есть сырое омарское мясо, но поверьте, ничего более вкусного, чем в тот вечер, я не едал в своей жизни. Когда мы уже думали, что пиршество завершается, принесли огромную кастрюлю с похлёбкой, удивительно вкусной, она была из того же лобстера, а панцирь официант унёс, но потом вернул тоже сваренным! Оказывается и панцирь, и щупальца можно есть, поистине лобстер оказался продуктом без отходов! Недаром в Китае популярна поговорка: «Есть можно всё, что ползает, кроме танка, и всё, что летает, кроме самолёта». Не понравилось мне в этом празднике живота только одно – майдана, то есть счёт, который принес наш официант. Пришлось вместе с ним идти в отель за нашей палочкой-выручалочкой, моей кредитной картой. А на утро Маша с семьёй возвращалась в Харбин, дочке пора было в школу.
Мы поехали на прощальный завтрак в местную пельменную, где нам принесли  пельмени десяти видов, попросив попробовать все и сказать, какой пельмень понравился больше. Мы с Леной  «втёмную» выбрали один и тот же вид, начинка у которого оказалась... тем самым мясом осла. Дальше наш путь лежал в известный многим хабаровчанам город Вэйхай. Я прочитал отзывы туристов о прекрасном климате и чистом море в том месте и решил  провести на Вэйхайских пляжах оставшиеся пять дней. Маша договорилась с какой-то туристической фирмой, нас забрали из Янтайского аэропорта и повезли на новое место. Стоимость жительства там была аналогична нашим предыдущим пятизвёздочным гостиницам, и каково было моё разочарование, когда нас привезли в обычную квартиру.
Спорить и ругаться не было ни сил, ни желания, тем более что с 11-го этажа открывался прекрасный вид на огромный песчаный пляж.
Мы рванули к морю, но... вода была на редкость грязной. По всему берегу валялись протухшая, страшно воняющая, трава, дохлые рыбёшки, и старые сломанные авторучки. Разочарованию не было предела, но с каждым днём море очищалось, и в конечном итоге мы его полюбили. Мегаполис Вэйхай сравнительно молод и современен. Он образовался из трёх городов. Покровителем Вэйхая считался в своё время его уроженец знаменитый сподвижник Мао Дзе Дуна Лю Шао Ци, сгинувший во время культурной революции. Место, где отдыхает большинство русских туристов, уже давно славится морем, пляжем, кафешками и медицинскими центрами,

причём везде заправляют Харбинские переселенцы и сезонники. Вэйхайский рай существует только пару месяцев в году, а уже в сентябре все разъезжаются. Туристы едут домой, а обслуживающий их китайский народ кто куда –  в Харбин, на Хайнань, а некоторые даже к нам в Хабаровск. Владелица самого популярного на побережье ресторанчика Марина теперь открывает кафэшку у нас на улице Ленина. Но, тем не менее,  год до конца августа жизнь в Вэйхае кипит. Дискотеки, ресторанчики на берегу, лодки и скутера, всё это в течение пяти дней сворачивалось на наших глазах.
 Сезон неумолимо шёл на спад, но погода, вопреки интернетовским прогнозам, стояла великолепная. С утра ярко светило солнце и блестело чистое море,
которое в течение дня грязнело и уходило в отлив. Солнце же покрывалось дымкой, почти исчезая одновременно с летним зноем.
Становилось просто тепло и уютно. Мы же в утренние часы ездили на экскурсии по местным храмам окрестностях Вэйхая.
Сгоняли и на самую восточную точку полуострова в прекрасный парк «Край света».
Этот парковый комплекс очень популярен в Китае. Вход в него охраняют два симпатичных зверька – жираф и панда.
Скульптур в парке великое множество.
Тут и святые, и боги, и небожители,
и страшные драконы.
И всё это стоит на море.
Нам немного не повезло с погодой. Всё было в дымке, но как раз это и придавало и всему комплексу и каждой отдельной фигуре необычайную таинственность, а морская даль уже у самого берега сливалась с горизонтом, что добавляло всей картине элементы иллюзорности.
Здесь, на Шаньдунском Краю Света наряду с этим одноимённым парком есть ещё несколько и, чтобы их все пересмотреть, нужна, как минимум, ещё пара дней. Пока другие русские туристы из нашего автобуса посещали зоопарки и сафари, я побегал  вокруг и сделал ещё несколько интересных снимков.

Очень впечатлили находящиеся неподалёку от Вэйхая горячие источники Тяньму – 56 различных горячих ванн! Жаль, что запрещено там фотографироваться. Рядом с комплексом  можно поселиться в новом пятизвёздочном отеле и тщательно полечиться в поликлинике с суперсовременным оборудованием. После возвращения с экскурсий и обеда мы каждый день отправлялись загорать и купаться, ну а все вечера проводили в одном из массажных салонов. Самым же ярким воспоминанием нашей поездки останется вечернее представление  «Сотворение мира», которое показывают в специально построенным для этого огромном парке.
Привозят туда туристов на закате солнца. Люди в течение получаса идут по ярко освещённым дорожкам,
пока не доходят до огромного корабля, стоящего на озере.
На корабле две тысячи сидячих мест, зал под открытым небом, в день нашего приезда он был заполнен весь. На берегу стояли проектор и ещё какие-то непонятные приспособления и сооружения, а я всё думал, чем же нас с этого сравнительно небольшого экрана смогут удивить. Вдруг убрали поручни, отдали концы, и корабль поплыл! Это было столь неожиданно, что сразу я не смог переключиться на сам спектакль. Все берега этого не совсем маленького водоёма были оказывается декорациями для одного единственного спектакля о происхождении мира в китайском понимании.
Зрелище, сопровождавшееся уникальным освещением с лазерном шоу при участии почти тысячи артистов, было просто уникальным.
В последний день мы  в первый раз пошли на пляж с утра и, вкусив напоследок реально чистого моря, наконец-то поехали смотреть сам город Вэйхай,

у которого в архитектуре оказалось много общего с Далянем, хотя я бы отдал предпочтение последнему. Прощальный ужин мы провели в огромном рыбном ресторане на краю города,
ведь свежую морскую рыбу и морепродукты не поешь в Хабаровске! Итак, десять дней  путешествия пронеслись как один, и мы, очень довольные проведённым отпуском, вернулись домой. Буду ли я ещё когда-нибудь в этой замечательной китайской провинции? Надеюсь, что да. Я уже запланировал свой новый маршрут. Ведь Шаньдунская провинция состоит из двух частей. Мы были на полуострове, а есть ещё континентальный Шаньдун со столицей в городе Цзинань, имеющем более чем пятитысячную историю! В Цзинане самая чистая вода во всём Китае и самые лучшие в стране термальные источники. А недалеко от столицы находится городок Цюйфу, родина Конфуция. По-своему Цюйфу можно назвать и географическим центром Поднебесной, и духовным. Два главных мегаполиса Китая находятся примерно на одинаковом расстоянии, только Шанхай на юге, а Пекин на севере. Недавно здесь нашли кости древней птицы, ей назвали птица-дракон Конфуция. Конфуций, самый великий человек Китая всех времён, жил здесь, у подножья главной священной китайской горной гряды Тайшань, вершина которой с одноимённым названием была первая из занесённых в ЮНЕСКО гор Китая. Пять слов характеризуют горы Тайшань – необычность, тишина, таинственность, красота и простор. Несколько  дорог ведёт на главную вершину, расположенную на высоте всего полутора километров. Самый известный путь, по которому просто обязан подняться на Тайшань каждый уважающий себя китаец, состоит из 6293-х каменных ступенек. Поднимись, и ты окажешься у Южных Небесных Ворот. Другие подъёмы тоже интересные, полные неожиданно открывающихся чудных видов. Удивительное сочетание природных красот с культурным наследием, водопады, каньоны, долины и остроконечные вершины, 2200 каменных стэл, 30 архитектурных ансамблей, построенные в разные века, вот что такое горы Тайшань. А ещё в Шаньдуне родился император Сюань Юань Хуангу, прародитель китайской нации. Есть такая легенда – этот император не хотел умирать, а его управляющий сказал ему, что знает такой остров, на котором растёт трава бессмертия. Император поверил своему главному министру и во главе трёх тысяч наложниц и трёх тысяч лошадей двинулся туда. Трава найдена не была, министра за это зверски замучали, император  же вернулся домой вместе со своими жёнами и наложницами, а лошадей оставил на этом острове Янмадао, где я тоже не успел побывать. А ещё в Шаньдуне производят лучшее в Китае вино. И, наконец, эта провинция родина таких наук, как этикет и церемонии. Да, забыл сообщить Вам, что по этой области Китая протекает самая главная водная артерия страны река Хуанхэ, со своим удивительным руслом, образующем красивейший остров, куда туристов в огромном количестве возят на экскурсию. А поскольку мне не удалось побывать на знаменитом пивном фестивале в Циндао, значит ехать туда нужно на следующий год в начале августа. Кто со мной?